Устроение поминок является религиозным новшеством и обычаем времён невежества, и аргументом в пользу этого являются слова сподвижника Джарира ибн ‘Абдаллаха ал-Баджали: «Мы считали, что собрание в доме умершего и угощение гостей после похорон являются проявлением запрещенного причитания над покойным». Об этом сообщили Ахмад (6905) и Ибн Маджа (1612), но в версии последнего нет слов «после похорон». Шейх Ахмад Шакир назвал хадис достоверным.
Мусульманские законоведы единодушны в том, что приготовление еды для тех, кто приходит выразить соболезнование, по меньшей мере нежелательно [Ибн ‘Абидин. Курра. Т. 1. С. 246; Ансари. Асна ал-маталиб. Т. 1. С. 335; Макдиси. Фуру‘. Т. 2. С. 230-231]. Имам аш-Шафи‘и пишет: «Я считаю нежелательным проводить поминки, т. е. собираться в доме покойного, даже если собравшиеся не плачут, потому что это возобновляет печаль и доставляет хлопоты» [Шафи‘и. Умм. Т. 2. С. 638].
Несмотря на это, обычай справлять поминки широко распространился среди мусульман. Поминки справляют на третий, седьмой и сороковой день после смерти, иногда люди собираются каждый четверг до истечения сорока дней. В разных регионах сложились обычаи предлагать присутствующим определённые виды угощений, читать определённые молитвы или суры из Корана. Иногда поминки организуют с таким размахом, что они мало отличаются от свадебного пиршества. Всё это является следствием религиозной неграмотности, и религиозные деятели обязаны делать всё возможное для исправления ситуации. Они должны разъяснять людям, что усопший нуждается в добрых делах своих детей и что те могут помочь ему заслужить прощение Аллаха. Они могут молиться за него, исполнить его обет, раздать милостыню или совершить паломничество от его имени и т. д. Что же касается поминок, то они не только не приносят ему пользу, но и являются новшеством, которое отвергается Всевышним Аллахом.
Вместе с тем нужно принимать во внимание, что многие в наше время считают поминки частью религиозной традиции. На этих обычаях выросла молодёжь и состарились старики. Поэтому при разъяснении данного вопроса необходимо учитывать целый ряд религиозных, психологических и социальных факторов, а также соотносить пользу и вред возможных последствий. Нельзя допускать, чтобы порицание предосудительного сопровождалось непочтительным отношением к старшим или приводило к разрыву родственных связей или к конфликтам в семье или в обществе, потому что такого рода последствия хуже и опаснее, чем многие из религиозных новшеств, которые нуждаются в исправлении. А помощь во всех делах приходит только от Аллаха!