После гибели четвертого праведного халифа ‘Али б. Абу Талиба от рук хариджита по имени ‘Абд ар-Рахман б. ‘Амр аль-Муради в рамадане 40 г.х., мусульмане присягнули на верность его сыну аль-Хасану. Его власть была признана жителями Хиджаза, Йемена, Ирака, Хорасана и некоторых других провинций, и он правил почти семь месяцев. Считается, что период его правления относится к праведному халифату, который продолжался в течение тридцати лет после смерти Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Ахмад и ат-Тирмизи передали со слов Сафины, вольноотпущенницы Посланника, мир ему и благословение Аллаха, что он сказал: «Халифат продлится в моей общине тридцать лет, после чего наступит период царствия». В версии Абу Давуда сказано: «Замещение пророчества (халифат) продлится тридцать лет, после чего Аллах будет наделять властью, кого пожелает».
По мнению целого ряда ученых, - в том числе Абу Бакра б. аль-‘Араби, Фудейла б. ‘Ийада, Ибн Касира, аль-Минави и др. - месяцы правления аль-Хасана б. ‘Али относятся к периоду праведного халифата. Из этого обстоятельства уже следует, что он был избран самими мусульманами, а не назначен своим предшественником, поскольку праведный халиф (аль-халифа ар-рашид) мог быть только избранным. На это указывает коранический аят о том, что верующие «совещаются между собой о делах» (аш-Шура, 38). Шейх ас-Саади, комментируя данное откровение, сказал: «Когда они сталкиваются с проблемой, которая требует совместного размышления и обсуждения, то собираются вместе, советуются друг с другом и досконально исследуют этот вопрос, пока не находят лучшее решение. А когда они принимают верное решение, то спешат претворить его в жизнь при первом же удобном случае. Они поступают так во время сражений, при избрании правителя и назначении наместников, при вынесении судебных приговоров и при разрешении всех спорных вопросов богословского характера».
Исторические сообщения также свидетельствуют о том, что ‘Али б. Абу Талиб не имел намерения передать власть своему сыну. Имам ат-Табари описывал последние дни праведного халифа следующим образом: «Джундаб б. ‘Абдуллах вошел к ‘Али и спросил: «О повелитель правоверных! Если мы потеряем тебя, - а этого не произойдет! – следует ли нам присягнуть аль-Хасану?» Он ответил: «Я не приказываю вам поступить так и не запрещаю вам этого. Вам виднее». Потом он позвал аль-Хасана и аль-Хусейна и сказал: «Я завещаю вам бояться Аллаха и земных услад. Не печальтесь, если что-либо упустите, и говорите одну только правду. Поистине, сирота тоскует по будущей жизни. Препирайтесь с обидчиками, будьте на стороне обиженного. Поступайте в соответствии с Писанием, и не обращайте внимания на порицания людей, если вы поступаете ради Аллаха». Потом он взглянул на Мухаммада б. аль-Ханафийу и спросил: «Запомнил ли ты все то, что я заповедал твоим братьям?» Тот ответил: «Да». Он сказал: «Тебе я завещаю то же самое, а также завещаю почитать братьев твоих, поскольку твои обязанности перед ними велики. Слушайся их и не принимай решений без них». Потом он сказал: «Я завещаю вам заботиться о нем, потому что он – ваш брат, сын вашего отца, и вы знаете, что отец ваш любил его». Потом он сказал аль-Хасану: «Завещаю тебе, сынок, бояться Аллаха, вовремя совершать намаз, раздавать закят тем, кому полагается, и совершать омовение, как следует, ведь намаз не принимается без омовения, равно как и не принимается он от того, кто не выплачивает закят. Я завещаю тебе прощать грехи, сдерживать гнев, поддерживать родственные связи и проявлять выдержку там, где увидишь невежество. Глубже изучай религию, проявляй твердость в решениях, крепко держись Корана, хорошо относись к соседям, вели творить добро, предостерегай от предосудительных поступков и избегай мерзости». Далее отмечается, что, находясь при смерти, он обратился с последним словом к близким родственникам. При этом он даже не намекнул на то, чтобы люди избрали правителем после него аль-Хасана. Потом он продолжал повторять слова «Нет божества, кроме Аллаха» до тех пор, пока не испустил дух. См. «Тарих аль-умам ва аль-мулук», т. 3, с. 157-158.
Согласно тому же источнику, после смерти ‘Али люди присягнули аль-Хасану. Рассказывают, что первым, кто сделал это, был Кейс б. Са‘д. Он сказал: «Протяни руку, чтобы я присягнул тебе на верность писанию Великого и Могучего Аллаха, сунне Его пророка и сражение с теми, кто разрешает запрещенное». Аль-Хасан ответил: «Только писанию Аллаха и сунне Его пророка, потому что это – важнее любого другого условия». Потом он присягнул ему, и люди последовали его примеру. Согласно другому сообщению, в период избрания аль-Хасана, Кейс б. Са‘д находился во главе сорокатысячной армии в Азербайджане. А лучше всего об этом известно Аллаху. См. «Тарих аль-умам ва аль-мулук», т. 3, с. 157-158.
Согласно Ибн аль-Асиру, Кейс б. Са‘д действительно был первым, кто присягнул аль-Хасану, после чего люди последовали его примеру. Аль-Хасан же поставил перед ними условие: «Вы будете повиноваться мне, соблюдать мир с теми, с кем я заключу мир, и воевать с теми, с кем я стану воевать». Эти слова посеяли сомнения в некоторых людях, и те стали говорить: «Этот не будет вашим товарищем. У него на уме только сражение». См. «Аль-камил фи ат-тарих», т. 3, с. 403.
Одним словом, нам не известны достоверные предания, подтверждающие то, что ‘Али б. Абу Талиб передал власть своему сыну аль-Хасану или велел людям избрать его правителем после своей смерти. А лучше всего об этом известно Аллаху!