Из достоверных хадисов известно, что Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, видел пророка Ису, мир ему, во время ночного переноса в Иерусалим, при восхождении на небеса и во сне. Аль-Бухари передал со слов Ибн Умара, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Однажды я увидел во сне, что обхожу Каабу, как вдруг передо мной показался смуглый человек с прямыми волосами, шедший рядом с двумя другими людьми, на которых он опирался, с волос же его капала вода". Когда же люди спросили его: "Кто это был?" – он ответил: "Сын Марьям". В хадисе Абу Хурейры сообщается, что в ночь переноса в Иерусалим Пророк, мир ему и благословение Аллаха, встретил Ису. Это был "мужчина среднего роста, румяный, словно он только что вышел из бани". Этот хадис также передал аль-Бухари.
Из множества дошедших до нас преданий следует, что пророк Иса был не очень смуглым человеком, поскольку от работы на его лице появлялся румянец, придававший ему необычайную красоту. В хадисе Ибн Умара сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, назвал его лучшим среди смуглых людей (аль-Бухари). Существует мнение, что на его лице можно было увидеть капельки пота. Но некоторые богословы считали, что упоминание о капельках воды на лице и на волосах является образным описанием свежести его лица. Это мнение подтверждается хадисом Абу Хурейры, в котором говорится: "С его головы словно стекали капельки воды, хотя вода вовсе не касалась ее".
Нужно отметить, что в русскоязычной литературе можно встретить несколько противоречивое описание пророка Исы. Дело в том, что в переводе "ас-Сахиха" имама аль-Бухари на русский язык встречается хадис Ибн Умара о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Иса был румян и имел курчавые волосы и широкую грудь". (Мухтасар Сахих аль-Бухари. Полный вариант, – М., "Умма", 2003. – стр. 540). На следующей же странице приводятся другие слова Ибн Умара: "Нет, клянусь Аллахом, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не говорил, что Иса румян".
Здесь мы сталкиваемся сразу с двумя неясностями. Во-первых, какими были волосы пророка Исы: прямыми или курчавыми? Во-вторых, почему в одном хадисе Ибн Умар отрицает то, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, назвал пророка Ису румяным, а в другом хадисе с его же слов утверждает обратное? Давайте подробнее остановимся на этих вопросах.
Слово "джаад" во втором хадисе Ибн Умара переведено как "имеющий курчавые волосы". Однако оно имеет много значений, одним из которых является "не низкий, а высокий". Именно в таком значении оно употребляется в этом хадисе, и это не противоречит тому, что пророк Иса был среднего роста. Что же касается его волос, то они были прямыми, и это подтверждается многими другими сообщениями.
Теперь перейдем ко второму вопросу – почему Ибн Умар отрицал слова посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, о том, что пророк Иса был румяным? До нас дошло много хадисов Ибн Умара, в которых сообщается, что пророк Иса был смуглым, а Антихрист – румяным. Что же касается приведенного выше хадиса о том, что "Иса был румян и имел курчавые волосы и широкую грудь", то во многих рукописях "ас-Сахиха" имама аль-Бухари он рассказан со слов Ибн Аббаса, а не Ибн Умара. Один из переписчиков сборника Абу Зарр писал: "Во всех версиях, услышанных от аль-Фарабри, сообщается, что Муджахид рассказывал его со слов Ибн Умара. Я не знаю, так он услышал от аль-Бухари или же ошибся, потому что во всех рассказах Мухаммада б. Касира и др. сообщается, что Муджахид рассказывал его со слов Ибн Аббаса". Ибн Хаджар в комментариях к хадису привел целый ряд достоверных версий этого хадиса, рассказанных со слов Ибн Аббаса и пришел к выводу, что Ибн Умар не рассказывал этого хадиса. Ибн Умар решил, что люди ошибаются, когда называют пророка Ису румяным, потому что в его рассказах так описывается Антихрист. Он не слышал этих слов от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и судил по тому, что было ему известно. Мы же из этой истории можем сделать вывод о том, что разрешается клясться о том, что мы считаем правдой, и что человек не несет за это ответственности, если впоследствии оказывается, что он ошибся. А лучше всего об этом известно Аллаху.