Совместимы ли амбиции с верой? Может ли человек верующий иметь определенные амбиции в жизни и в каком векторе? Вопрос этот далеко не праздный, ведь без амбиций трудно добиться успеха, а без веры успех не делает человека счастливым.
В энциклопедических словарях под амбициями понимаются завышенная самооценка, противопоставленная окружающим; нежелание признавать правоту чужого мнения; обостренное самолюбие, выражающееся в нежелании прислушиваться к другим. Другие авторы вкладывают в этот термин такие смыслы, как целеустремленность, достоинство, желание быть самим собой. Уже при беглом рассмотрении становится ясно, что однозначной интерпретации термина нет, и в зависимости от посыла он приобретает разную тональность. Но даже там, где здоровые амбиции направлены на достижение положительного результата, всегда есть риск перерастания завышенной самооценки в гордыню, честолюбие и спесь со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Теперь рассмотрим это понятие в преломление к целевым установкам и мировосприятию верующих. Коран недвусмысленно определяет цель, ради которой человек был сотворен и пришел в этот мир. Эта цель — обретение довольства Всевышнего посредством поклонения Ему и совершения богоугодных поступков. Верные завету с Аллахом, которые не нарушают обязательств, поддерживают родственные связи, проявляют терпение, совершают молитву, раздают милостыню и отвечают добром на зло, войдут в райские сады вместе со своими праведными родителями, супругами и детьми (сура 13 «Гром», аяты 20-23)
. А обителью тех, которые нарушают завет с Аллахом, разрывают родственные связи, грешат сами и распространяют грехи, будет огненная геенна (сура 13 «Гром», аят 25)
.
Согласимся, расставленные Аллахом акценты очевидны. Но тут есть один немаловажный нюанс: грешники не просто отвернулись от будущей жизни, но и старались помешать другим (сура 2 «Корова», аят 114)
, а праведники не просто уверовали в будущую жизнь, но и стремились к ней надлежащим образом (сура 17 «Ночной перенос», аят 19)
. Могут ли в устремлениях этих верующих проявляться их амбиции? Ведь Всевышний призывает их опережать друг друга в добрых делах (сура 2 «Корова», аят 148)
, соревноваться в добрых делах (сура 5 «Трапеза», аят 48)
, стремиться к Его прощению и раю (сура 3 «Семейство Имрана», аят 133)
. Соперничать и стремиться к большему на этом поприще похвально: «Пусть же ради этого состязаются состязающиеся» (сура 83 «Обвешивающие», аят 26)
.
Тогда позвольте спросить, насколько амбиции приверженцев ислама стать лидером в этом почетном первенстве выглядят отрицательно? Разве благородное рвение оказаться в первых рядах творящих добро заслуживает осуждения? Для того чтобы ответить на этот вопрос, вернемся к началу нашего разговора. Коран поощряет соперничество, если цель — заслужить довольство Всевышнего и средства правильные. Но там, где благодеяния становятся самоцелью, стремление быть лучшим таит в себе большую опасность. Оно порождает высокомерие и ложное ощущение богоизбранности, которое разрушает душу и отравляет сознание. И тогда искреннее намерение замещается страстью к успеху ради успеха, признания и славы. Это вполне жизненный сюжет, но амбиции не всегда принимают такие уродливые формы.
Если верующий стремится совершить больше добра не ради показухи или тщеславия, а во исполнение воли Создателя, который сотворил добро для нас, то амбициозность не выглядит зловещей. В одном из хадисов даже говорится: «Поистине, Аллах любит высокие и славные дела и не любит дела низкие». И чем больше потребность в больших делах, тем ценнее амбиции, помогающие делать добро и приближаться к свету Истину путями, которые определены писанием.