Все бегут, бегут, бегут… Помните эту песню на слова поэта Николая Зиновьева? Мы ведь тоже бежим. То за успехом и славой, то от них. Торопимся доказать, продемонстрировать, высказать все до конца, без какого-либо сожаления. И все думаем, как бы не опоздать. Если же останавливаемся, чтобы перевести дух, и вдруг задумываемся о промелькнувших мимо нас деталях, то успокаиваем себя: "Это — завтра; то — на следующей неделе". И снова бежим дальше, преодолевая новые препятствия.

Кого винить в этом нескончаемом круговороте? Технологический прогресс? Собственное окружение? Внутреннее желание не отстать от бегущих рядом? Впрочем, какая разница, если мы всё равно бежим, порой не глядя вперед?

"Красота, среди бегущих первых нет и отстающих", — сказал в свое время Владимир Высоцкий, подразумевая "примиряющий" оздоровительный бег на месте. А есть ли победители в нашей гонке на изнеможение? Быть может, стоит остановиться, присесть и попытаться разобраться, куда мы спешим?

"Господи, научи меня правильно распоряжаться временем моей жизни... Помоги мне быть здесь и сейчас и воспринять эту минуту как самую важную... Научи меня терпению... Дай мне не то, чего я себе желаю, а то, что мне действительно необходимо. Научи меня искусству маленьких шагов". Наверняка многие помнят эти блестящие формулировки из "Молитвы" французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери.

Как же научиться терпению, если человек сотворен "нетерпеливым" (сура 70 "Ступени", аят 19) и "торопливым" (сура 17 "Ночной перенос", аят 11)? Любопытно, что детализируя такую природу человека, Всевышний говорит: "У всего предписанного — свой срок" (сура 13 "Гром", аят 38).

Как бы мы ни торопили события, жизнь всё равно идёт своим чередом, упорядоченно и размеренно. Включившись в этот безумный забег, мы ровным счётом ничего не меняем, кроме того, что жизнь стремглав пролетает мимо нас, оставляя лишь пыльный след усталости и обманутых надежд.

Речь никоим образом не идёт о том, чтобы сесть сложа руки и уступить инициативу бегущим рядом. Всевышний призывает нас опережать друг друга в добрых делах и обещает щедрую награду труженикам. Но иногда полезно остановиться для того, чтобы взглянуть назад, оценить проделанный путь и принять взвешенное решение — ради нашего же движения вперед, не на ощупь и не через тернии. Разве только сумасшедший темп позволяет достигать вершин?

Безудержное желание успеть и добиться результата порой заставляет нас забыть, ради чего мы это делаем. Ведь в действительности результат не так важен, как намерение, побуждающее человека к действию. Разве случайно в Коране говорится о том, что даже крупица добра или зла будет увидена и повлияет на конечную судьбу человека? Тем более что малозаметный поступок может принести огромный результат и в этой жизни, если Всевышний примет его и поместит в нём благодать.

Торопливость лишает нас радости жизни, мешает вдохнуть полной грудью и насладиться мгновениями, из которых, собственно говоря, и состоит человек. А ведь так хочется достичь гармонии — во взаимоотношениях с самим собой, со Всевышним, с близкими. Согласимся, суматошный ритм жизни и порождаемые им настроения отражаются не только для нас самих, но и на людях, которых мы любим и которыми дорожим. Дорожим ли, если иногда перестаём замечать, что они отстают или уже бегут в другом направлении?

Для того чтобы в один прекрасный день не обнаружить себя на финишной прямой в одиночестве и с пустыми руками, нужно приложить немало усилий и выстроить свою жизнь в соответствии с Божьим замыслом. Не бежать в ногу со временем, а задавать правильный темп для других. Не забегать вперёд, не выбиваться из сил, а с завидным постоянством делать то, что приносит пользу, и стремиться к довольству Господа. И не так важно — где и когда, но из искры обязательно возгорится пламя, а из одного зерна вырастут семь колосьев, в каждом из которых по сто зерен.