Современный мир всё больше подчёркивает ценность отдельного человека, выделяет индивида. Психологи и коучи активно призывают нас копаться в себе, заниматься собой, делать акцент на своём уникальном «я», быть собой, ставить себя во главу угла и выпячивать свою индивидуальность как можно более выпукло. И действительно, то ли отдавая дань эпохе, то ли против воли поглощённые водоворотом всё ускоряющейся жизни, мы привыкаем мысленно и физически отдаляться и отделяться, всё больше сосредотачиваясь на своих проблемах, заботах, тревогах.

Не сказать, чтобы это было безоговорочно плохо. Ведь и религия настойчиво поднимает вопрос индивидуального спасения. Но в то же время ислам был и будет религией не только отдельного человека, но и общины. Огромной, пёстрой, разной мусульманской общины. И поэтому нам предписаны такие коллективные виды поклонения, как молитва в мечети и хадж, а также чистосердечие и добрый совет, побуждение к одобряемому и удерживание от порицаемого. И нам предписаны десятки нравственных качеств, которые непременно нуждаются в объекте, и если их не проявлять по отношению к другим людям, они просто утратят всякий смысл и ценность: щедрость, благонравие, великодушие, снисходительность, доброта, милосердие, прощение, сострадание, альтруизм, забота о ближнем. Наконец, ислам не устаёт напоминать нам о том, что мусульмане в своей любви и сострадании друг к другу подобны единому организму, так что, когда болеет один орган, всё тело отзывается горячкой и бессонницей.

И какое это удивительное, волшебное чувство, когда ты поднимаешь голову от себя и своих проблем, смотришь в другую сторону и ощущаешь себя частью большой и разбросанной по всему миру уммы, стараешься сделать что-то для неё, живо интересуешься тем, как и чем она живёт, находишь время и силы делить с ней радости и горести, чувствовать ответственность за неё, посильно менять её положение в лучшую сторону. И понимаешь, что ты — крошечная, но тоже важная часть этого огромного и сложного механизма, что с тобой связано множество других деталей этого механизма, и буксуя либо усердно работая, ты мешаешь либо помогаешь функционировать другим и в итоге оказываешь влияние на весь этот механизм.

И когда на людей обрушивается испытание, ты не забываешь подумать о том, что, возможно, и ты вместе с другими ленивыми в покорности Создателю способствовал приходу этого испытания, и ты раскаиваешься и просишь прощения за себя и за твоих единоверцев. А когда приходят благодать и облегчение, ты робко надеешься, что ты был среди тех, ради кого они были ниспосланы, и даёшь себе зарок быть впредь ещё более усердным в благих, угодных Всевышнему делах.

И ты осознаёшь, что нет ничего зазорного в том, что в этой огромной массе людей не очень ярко видна твоя индивидуальность и ты не особо выделяешься из толпы. Важно, что ты есть в этой благодатной общине и что ты — её неотъемлемая часть по милости Господа миров.