Интересно обстоят дела в современной умме. Мы обвиняем в происках против мусульман всех, кого не лень. Одни искажают образ мусульман в медиа, другие снимают фильмы с антиисламским содержанием, третьи сеют рознь между верующими, четвертые присваивают наши природные богатства. Правда это или нет — сейчас речь не об этом. Главное — такие разговоры чаще всего заканчиваются констатацией существующей ситуации. Между тем попытки наиболее сознательной части уммы разобраться в сути происходящего или повлиять на ход событий встречают непонимание или даже сопротивление. Оттого и слышим осуждающие голоса, мол, для чего мусульманам копошиться в "грязном белье" геополитики или зацикливаться на каких-то исторических прецедентах?
Но разве вера не побуждает нас расширять кругозор, изучать самих себя и окружающих для того, чтобы приносить пользу людям и добиваться довольства Всевышнего? Разве деятельность, скажем, историков, экономистов, культурологов или публицистов является лишней? Вот спрашивается, как можно без глубокого и всестороннего анализа разобраться в том, что происходит внутри и вокруг исламского мира? Или подобраться к пониманию причин распространения такфиристских идей среди мусульманской молодежи? А ведь политических проблем такого рода много. Если не задаваться этими вопросами сегодня, то завтра нам останется лишь воздевать руки к небу и молчаливо терпеть новые испытания, которые непременно выпадут на нашу долю?
Не меньшие сомнения вызывает у некоторых мусульман целесообразность изучения истории. Для чего вспоминать древнюю и средневековую историю, вопрошают они, если можно потратить время с большей пользой, изучая Коран или занимаясь дааватом? Не ставя под сомнение важность изучения Корана и совершения богоугодных поступков, позвольте ещё раз спросить: разве не Коран призывает размышлять над уроками истории и знакомит с судьбами пророков и древних народов? Разве не умение самостоятельно постигать законы природы и общественного развития делает человека халифом на земле?
Если не равны слепой и зрячий, почему мы должны закрывать глаза на самые разные аспекты общественно-политической, экономической и культурной жизни? Не лучше ли научиться зреть в корень, чтобы снова и снова не спотыкаться на ровном месте? Ведь, как сказано в хадисе, верующий не позволяет ужалить себя дважды из одной норы.
В далеком 1883 году в редакционной заметке первого номера газеты «Терджиман» (первое тюркоязычное периодическое издание на мусульманском Востоке) блестящий крымскотатарский мыслитель Исмаил Гаспринский писал: "Приступая к делу во имя Аллаха, беремся за перо, чтобы служить правде и просвещению".
Наверняка и в наше время мусульманские ученые и просветители преследуют аналогичные цели. И хотя перед ними стоят сложные задачи, порой не имеющие единовременного решения, было бы неправильно сразу отбрасывать их мысли, а тем более запрещать людям думать. Ведь это единственный способ найти толику правды в огромном потоке ангажированной информации.