Намаз — второй столп ислама. В Коране он часто следует за верой в Аллаха. Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) на смертном одре повторял: «Молитва! Молитва!» А желавшие нам блага наши богобоязненные и глубоко понимавшие религию праведные предшественники советовали нам совершать каждый намаз как последний, как если бы мы точно знали, что после этой самой молитвы дух покинет наше тело и в нашей земной жизни будет поставлена точка.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что намаз — первое, о чём мы будем спрошены в Судный день, когда предстанем перед Господом. И для Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) намаз был усладой очей, и, побуждая Биляля прочесть очередной азан, он говорил: «Дай нам возможность отдохнуть в молитве».
Намаз — наше отдохновение, наша тайная беседа с Господом, наш надёжный путь к Его довольству.
А как он делит наш день на определённые отрезки! Как мы, работая, смотрим на часы и прикидываем: «Постараюсь закончить это до асра» или: «Сынок, я сейчас не могу, давай почитаем после магриба». И мы ставим будильник на фаджр, начиная свой день именно в это время как раз потому, что день мусульманина начинается молитвой. И заканчивается ею.
Как это здорово — что молитва не даёт нам впасть в беспечность, не даёт забыть о Господе. Главное — чтобы она не превратилась в набор механических действий, совершаемых в определённое время — желательно, где-нибудь поближе к концу отведённого для неё времени.
Если ты стараешься следить за этим, то обязательно проводишь свой день в борьбе. Ты занят делом, а шайтан говорит тебе: «Слушай, время ещё есть, его ещё много. Сиди себе, работай, всё нормально». Но что-то не даёт тебя покоя. Время действительно есть. Вот только Пророк (мир ему и благословение Аллаха) так не делал. И лучшие люди после пророков тоже. Да и если бы это был твой последний намаз, ты совершенно точно не стал бы медлить с ним.
И сунну можно совершить, а можно и нет. Потому как она сунна. А сунна — не фард. И всё же… Время-то есть, чрезвычайных обстоятельств нет. И, опять же, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) так не делал. А ещё он, которому заранее было даровано прощение и гарантирован Рай, выстаивал ночную молитву так, что ноги его опухали от долгого стояния. А в то время ему было уже за пятьдесят.
Шайтан так хочет, чтобы ты делал всё по минимуму. А в идеале — не делал вообще. Но, если подумать, — как же приятно его позлить и представить себе, как он кусает локти, когда ты перебарываешь лень и встаёшь на очередной намаз — в начале времени, а не в конце. И не перепрыгиваешь сунну, чтобы сразу совершить обязательные ракаты. И читаешь какую-нибудь не самую короткую суру, которую ты, надо признаться, давненько уже в намазе не читал. Особенно сейчас, когда за окном рамадан и не нужно никуда идти.
И снова азан. Время очередного намаза. Возможно, одного из тысяч, которые тебе ещё предстоит совершить. А возможно, — твоего последнего… Кто знает?
Читайте также: Молитва — свет в твоей душе