В последние годы новости о вымирании пчел, к сожалению, перестали быть сенсацией. Скорее, такая ситуация уже воспринимается как данность. Впервые о проблеме заговорили в начале нынешнего века, а в конце 2006 г. пчеловоды США обнародовали статистику гибели пчел в разных областях страны. Речь шла об отсутствии в ульях пчёл (ни мертвых, ни живых), хотя в покинутых жилищах имелось много расплода и запасы корма.
Согласно Американской инспекции по пчеловодству (American Apiary Inspection), к 2009 г. в США погибло уже 36% пчелиных семей. Дело дошло до того, что в 2015 г. Белый дом утвердил Национальную стратегию по поддержке здоровья медоносных пчел и других опылителей (National Strategy to Promote the Health of Honey Bees and Other Pollinators), включающую ряд мер по снижению гибели пчел в зимовку до 15% в год в течение 10 лет. Одна из этих мер предусматривает восстановление естественных медоносных угодий на территории 2,8 млн. гектаров [Мир пчеловодства].
Данная тенденция, пусть и в меньшей мере, характерна и для других развитых стран. Канадский совет по меду, Совет пчеловодной индустрии Австралии, Ассоциация пчеловодов Англии потребовали выделения правительствами стран нескольких десятков миллионов долларов на компенсацию потерь пчеловодов в ходе зимовок и значительную сумму на научные исследования в этой области. Беспокойство развитием ситуации выражается в Голландии, Швейцарии, других европейских странах.
В 2010 г. прогнозировалось исчезновение к 2035 г. популяции пчел в мире в целом. В одной только Германии популяция в 2017 г. по сравнению с 1952 годом, когда она составляла 2,5 миллиона пчелиных семей, сократилась почти на треть. Примерно 200 тысяч пчелиных семей недосчитались немецкие пчеловоды по сравнению с 2016 г. [Deutsche Welle]
Среди причин этого явления называются действия некоторых вирусов, клещей, растений-мутантов. Некоторые исследователи говорят об обнаружении в мертвых пчелах неизвестных грибков и бактерий. В научный оборот вошло понятие «синдром разрушения пчелиных колоний». Некоторые издания даже запустили в обиход звучный термин «пчелиный СПИД». Есть версии о том, что вследствие неизвестных науке нарушений пчелы поедают друг друга и что из-за воздействия средств мобильной связи у пчел нарушается система ориентации и они погибают, не находя обратную дорогу в улей. Впрочем, немецкие ученые опровергли эту последнюю гипотезу, сославшись на то, что пчелы ориентируются на местности по положению солнца. Так или иначе, но ситуация вокруг судеб пчелиного царства действительно выходит из-под контроля.
Известно, что большинство сельскохозяйственных растений нуждаются в опылении, и роль пчел в этом процессе по-прежнему остается незаменимой: при их участии опыляются 80% растений на планете. Поэтому массовая гибель данного вида непременно приведет к сокращению урожаев многих культур. С другой стороны, пчелиный мед, пчелиная обножка, перга, прополис и другие продукты пчеловодства играют важную роль в жизни человека. Как сказано в Коране: «Из их брюшка исходит питьё разного цвета, которое приносит исцеление людям. Поистине, в этом знамение для людей размышляющих» (сура 16 «Пчелы», аят 69)
.
Но вот что бросается в глаза: при обсуждении «пчелиного вопроса» эксперты разных мастей делают первейший упор на его финансовую составляющую. Подсчитываются расходы, которые придется тратить на искусственное опыление, и убытки, которые понесут государства с развитым пчеловодством. При этом истинные причины происходящей трагедии (по-другому трактовать данную ситуацию не получается) чаще всего упоминаются вскользь или умалчиваются вовсе.
Только ли в пчёлах дело?
Согласно данным Всемирного союза охраны природы и природных ресурсов, только с 2005 по 2009 годы на земле прекратили свое существование 869 видов живых существ из 45 тысяч, занесенных в Красную книгу. Ещё 290 видов были классифицированы как «возможно исчезнувшие». К 2010 г. под угрозой находилось ещё 1159 видов. Из-за интенсивного рыболовства, изменений климата и загрязнения окружающей среды стремительно сокращается количество рыб. По меньшей мере 17% из 1045 видов акул и скатов и 6 из 7 видов морских черепах находятся под угрозой вымирания. Опасение экологов вызывает также дальнейшее существование трети земноводных, четверти млекопитающих, 28 процентов хвойных растений [Азертадж].
Здесь уместно вспомнить слова немецкого философа и культуролога Освальда Шпенглера. Называя животный мир микрокосмом «по отношению к макрокосму», он раскрывал, что «всякая свобода движений» последнего в пространстве является продолжением «жизни и дыхания такта космических кругообращений, который время от времени разряжает напряжение всех бодрствующих единичных существ в едином, даваемом в ощущениях, мощном созвучии» [Закат Европы].
Действительно, в творении Всевышнего всё взаимосвязано и каждой частице предписана своя роль. Ведь, как говорится в Коране, «Мы не сотворили небеса, землю и то, что между ними, забавляясь» (сура 44 «Дым», аят 38)
. Следовательно, с вымиранием отдельных природных «элементов» в балансе мироздания происходит крен. И значительный. Причём в последние десятилетия такое всё чаще случается под «прикрытием» научных исследований, используемых глобал-бомондом для решения своих финансово-политических задач.
В своё время советский писатель Максим Горький определил знание в качестве силы, должной «привести людей к победе над стихийными энергиями природы и к подчинению этих энергий общекультурным интересам человека, человечества» [Несвоевременные мысли].
Парадокс же нынешней ситуации в том, что, подчиняя окружающий мир, человек оказывается неспособен удержать его в том первоначальном состоянии, когда он всецело служил его интересам. И разве это касается только природной среды?
Как отмечает сотрудник Института проблем вымирающих языков Дэвид Харрисон, если среди флоры и фауны под угрозой исчезновения находятся 8% видов растений и 18% видов млекопитающих, то в «Красную книгу языков» можно внести более 40% языков мира [Independent].
А ведь, согласно Корану, сотворение людей говорящими на разных языках призвано содействовать их взаимному обогащению и культурному диалогу. Говоря другими словами, уничтожая языковую и этническую палитру планеты, человек (сознательно или неосознанно) не просто выступает против замысла Божьего, но и разрушает ту социокультурную среду, которая идеально подходит его социальной природе, позволяет каждой личности найти в ней своё особое место, развить в себе лучшие из качеств, заложенных от рождения.
Ещё несколько десятилетий назад известный советский культуролог Дмитрий Лихачев назвал хаос, «если только он вообще существует» (!), противоестественным состоянием окружающего нас мира. Говоря о «социальности» природы, ученый подчеркивает, что «деревья живут не вперемешку, а известные породы совмещаются с другими, но далеко не со всеми». А главное, природа способна «жить рядом с человеком соседствовать с ним, если тот в свою очередь социален и интеллектуален сам, бережёт её, не наносит ей непоправимого ущерба».
Настаивая на «своеобразных нравственных основаниях» сосуществования человеческой культуры и культуры природы, Д. Лихачев метко подмечает, что природа влияет на человеческую культуру с той самой поры, как существует человечество, тогда как человек научился влиять на природу «сравнительно недавно» [Письма к молодым читателям]
Научился влиять, но не просчитывать и тем более предотвращать последствия своего воздействия. Да и мало кто из владельцев транснациональных корпораций, производящих шоколадные батончики, консервированные продукты или лекарственные препараты, увлекшись погоней за баснословными прибылями, задумывается об этом. Тем более что в тренде всё синтетическое, искусственное, декоративное.
Если раньше мы слышали только о синтетической икре, то сегодня сплошь и рядом крабовые палочки, рафинированные растительные масла, соевое мясо и молоко. О пользе этих продуктов говорят и пишут повсюду, обогащая их (специально для нас) «правильными» антиоксидантами, пробиотиками, эмульгаторами, изолятами, ароматизаторами, гидроколлоидами, красителями и прочими добавками.
Одним словом, «пчелиный вопрос» давно уже перерос узкие границы, и дело совсем не в том, что никакой суррогат не заменит натурального мёда. Сбой нравственных ориентиров делает нашу общую среду обитания непригодной не только для животных и растений, но и для самого человека. Пусть не сегодня, пусть не сразу.
Исторический опыт (отражаемый и через призму религии) однозначно свидетельствует: развитие общества напрямую зависит от его нравственного климата. И чем чище нравственный «воздух», тем лучше просматривается будущее, которое мы сами же приближаем. Но когда общество окутано тяжёлым туманом бездуховности, не только будущее исчезает из виду, весь окружающий нас мир теряет первоначальную красоту и естественность. Потому что массовые метания из стороны в сторону, из одной крайности в другую, расшатывают тончайшую архитектуру мироздания. Созданного для людей. Во имя людей.