Обвал национальных валют на постсоветском пространстве привнес во многие благополучные до кризиса семьи значительнейшие проблемы. Люди в буквальном смысле лишились нажитого за многие годы, а некоторые потеряли и надежду на перспективы. Происходящее можно охарактеризовать одним гнетущим словом — безысходность.
Вот уже и верующие задаются вопросом: по какой причине я, моя семья и мои близкие оказались в такой ситуации? Мы вроде как ведём праведный образ жизни, стараемся исполнять заповеди Всевышнего. Почему же Господь не защищает нас от этих финансовых потрясений?
Действительно, вопрос сложный, тем более что люди верующие однозначно связывают всё происходящее с велением Аллаха. Иными словами, Господь пожелал, и так случилось. Тут и возникает мучительный вопрос: а причём тут мы? Что мы сделали не так? В чём провинились наши дети, в одночасье лишившиеся возможности носить одежду получше и питаться качественными продуктами? И что вообще предпринять в условиях, когда уровень благосостояния падает неимоверными темпами?
О внешней составляющей происходящего уже так много сказано. Эксперты и аналитики различных мастей рассуждают о геополитических сценариях, о кризисе государственного управления, о последствиях монополии и коррупции. Однако все эти оценки не избавляют от навязчивого вопроса: почему же всё-таки мы оказались в водовороте девальвационной вакханалии?
Возможно, попытка высветить духовный фактор на фоне уверенно проявляющихся политико-экономических причин нынешнего кризиса у кого-то вызовет саркастическую ухмылку. Но отчего не взглянуть на происходящее и с этой стороны хотя бы объективности ради? Пусть даже на уровне допущения.
Один из трёх каппадокийских отцов Церкви, святитель Василий Великий писал, что испытания, которые мы называем злом, болезни всякие, страдания и потери имущества, посылаются нам Богом для спасения души, помрачённой неправдой, распутством, завистью и однородными с сими страстями. "Как врач, хотя производит в теле труды и страдания, однако же благодетелен, потому что борется с болезнию, а не с больным, так благ и Бог, Который частными наказаниями устрояет спасение целого".
Эта христианская доктрина созвучна с кораническим учением о том, что мирские испытания посылаются людям для того, чтобы пробудить их от сна беспечности и вернуть на прямой путь: "Зло появилось на суше и на море из-за того, что совершили люди, чтобы вкусили они часть содеянного и вернулись" (сура 30 «Римляне», аят 41)
. Говоря другими словами, любые изменения в худшую сторону в нашей жизни — это повод критически взглянуть на собственное поведение, не так ли?
Возможно, совершение молитв, соблюдение поста, выплата закята и следование другим важным столпам Ислама как-то уверило нас в собственной безгрешности. Но вспомните известный хадис о том, кто совершал молитву и раздавал милостыню, но при этом кого-то оскорблял, ударял или обкрадывал и в итоге разорился. Разорился в День страшного суда, когда ему пришлось расплачиваться за причинённое зло своими добрыми делами, которых всё равно не хватило.
Обратим внимание, что речь здесь идёт о банкроте, т. е. имевшем и потерявшем. Следовательно, наши молитвы и соблюдение иных важнейших постулатов не являются индульгенцией на все времена, включая и наше пребывание на земле. Но когда ты искренне веришь в свою праведность, многие прегрешения кажутся незначительными, и мы молчаливо закрываем на них глаза. Правда, нередко мы мучаемся из-за этого, не боясь называть вещи своими именами хотя бы про себя, но снова и снова ступаем по проторенному кругу. И хуже всего, что, привыкая к такому образу жизни, мы фактически теряем связь со Всевышним.
Наверняка далеко не все согласятся с таким прочтением происходящего с нами и вокруг нас. Но кто возьмётся утверждать, что он застрахован от того, чтобы обмануть или предпринять некий шаг, оправдываемый его собственным пониманием справедливости? А ведь речь может идти и о значимых поступках морально-нравственного характера, отражающихся на близких и доверяющих нам людях.
Без сомнения, нельзя забывать и об испытаниях, выпадающих на нашу долю в мирской жизни. Здесь вспоминается коранический аят о хозяевах сада, которые вознамерились наутро собрать урожай и не делиться с бедняками, но лишились своего сада (сура 68 «Перо», аяты 17-33). В этой истории замечательно то, что люди эти не обозлились из-за случившегося, а осознали свою ошибку. Они раскаялись и высказали надежду на то, что сумеют заслужить милость Всевышнего и вырастить ещё лучший сад.
Лучший способ уберечься от таких бедствий — благодарить Всевышнего в благополучии. Как пишет в этой связи Эльмир Кулиев, в периоды тяжёлых испытаний даже закоренелые преступники взывают к Аллаху. Гораздо важнее, однако, помнить о Нём и раздавать милостыню, «когда ты здоров, богат и полон сил, когда ты сам можешь выбирать, а не судьба выбирает за тебя».
Другими словами, навалившийся на нас кризис тоже можно понимать как призыв нашего Создателя к исправлению и лучшему будущему. Согласимся, эти последние годы до неузнаваемости изменили многих из нас. Люди стали меньше думать о нуждающихся, перестали здороваться с соседями, даже улыбки стали большой редкостью. И ведь так было задолго до девальвации, когда держать свои сбережения в национальной валюте было выгоднее.
И всё же копание в самом себе помогает разобраться в проблемах духовных, но вряд ли облегчит материальные трудности, которые у каждой конкретной семьи свои. Возможно, для выхода из ситуации мы просто должны выискать в себе какие-то внутренние резервы, не исключено, что интеллектуальные. Возможно, жизнь вынудит нас сменить профиль деятельности, и в нас раскроются какие-то новые черты, ещё вчера неведомые даже нам самим.
Общества, столкнувшиеся с финансовым коллапсом, нуждаются в новых идеях и смелых предпринимателях, которые будут двигать вперёд экономику страны, невзирая ни на какие препоны. Конечно, это осуществимо только если власти окажут реальную поддержку тем, кто хочет работать и производить. Но и эти шаги, скорее всего, не за горами, и тогда откроются перспективы и появятся варианты.
Ну, и не будем забывать, что "за каждой тягостью наступает облегчение" (сура 94 «Раскрытие», аят 5)
. Посему не будем отчаиваться и сидеть сложа руки, а наоборот, будем работать больше и станем более изобретательными, предприимчивыми, а главное — честными с самими собой и с окружающими. Ведь настоящий кризис — это не потеря денег и имущества, а потеря самого себя!