Мы живем и, слава Богу, пытаемся двигаться вперед. Но каждый из нас время от времени ощущает внутри себя некую "занозу", лишающую нас душевного спокойствия и умиротворения. То ли наши действия виноваты в этом, то ли, наоборот, бездействие. Так или иначе, но возникающий от этого дискомфорт подтачивает нас изнутри.
Становясь старше и мудрее, мы понимаем, что в таком течении дел, пожалуй, нет ничего противоестественного. Эти терзания — следствие нашей внутренней борьбы с самими собой, борьбы нашего света с нашим же мраком. Другое дело, как часто мы заглядываем в себя? А если и заглядываем, то пытаемся ли разобраться во всех подробностях происходящего с нами?
Данный нюанс неимоверно важен, ибо только беспристрастный аудит нашей души, наших помыслов и поступков позволяет нам увидеть себя как изнутри, так и со стороны. И тут возникает вопрос: кто же может и кто должен проводить аудиторскую проверку нашей жизнедеятельности? Кто наделён этими полномочиями и с какой целью?
Господь раз и навсегда установил для нас правила жизни и отправил нас в свободное плавание для того, чтобы мы нашли обратную дорогу к Нему. Всемилостивый не оставил нас без опеки и предупредил об экзамене во время грядущей сессии. Но это произойдёт уже на следующем этапе, после перехода в вечный мир. А как же быть с аудитом наших поступков и исканий в этой жизни?
В современном деловом мире живут и здравствуют такие понятия, как "обучающий компонент" и "персональное консультирование". Но если "отформатировать" эти термины под социальный фон, то их вполне можно перенести и на наше духовное движение. Ведь для достижения успеха в земной и будущей жизнях мы нуждаемся в регулярном анализе пройденного пути и обновлении обозримых целей, стоящих перед нами. Живем ли мы с Богом в сердце? Содержим ли в чистоте свои помыслы и намерения? Поступаем ли в соответствии с Его посланием и заповедями? Относимся ли к окружающим так, как хотели бы, чтобы они относились к нам?
Коранические откровения, становясь "главным меню" наших действий, предоставляют нам, пользователям, возможность самостоятельно предпринимать шаги ради нас самих. И в этом контексте Всевышний, наделяя нас вожделенной свободой выбора, постоянно напоминает нам о самом значимом экзамене на нашу, так сказать, зрелость в морально-нравственном отношении.
При этом Всевышний обещает и осуществляет поддержку нашей "программы" — при ее соответствии изначальному коду. Более того, любовь Господа к своим созданиям настолько объемна, что даже в случае сбоев в "программе" по нашей вине, Всепрощающий предоставляет нам возможность устранить "неполадки", особенно если мы не упорствуем в нажатии на "неправильные" клавиши.
Такое отношение Аллаха к своим творениям вполне объяснимо, ведь Он сознательно позволил "темным силам" вносить "вирусы" в праведную "программу" жизни верующих. Но против каждого такого вируса существует защита, так сказать, антивирус. Да и не может быть по-другому, коль Создатель всего лишь желает проверить, насколько прочно мы усвоили коранические уроки. Причем, опять-таки, ради нас самих. А значит мы и только мы заинтересованы в заблаговременной подготовке к этим «семинарам», чтобы в нужный момент запустить антивирус и предотвратить очередной сбой?
Но все же, кто должен осуществлять аудиторские функции в рамках нашей жизнедеятельности?
Как известно, под аудитом понимается процедура независимой оценки деятельности организации, проекта или продукта. Чаще всего термин употребляется применительно к проверке бухгалтерской отчетности организаций с целью выражения мнения о ее достоверности. Параллельно ведется аудит персонала. Здесь же можно вспомнить аудит безопасности информационных систем, подразумевающий оценку уровня их защищенности, анализ рисков и других параметров. Говоря другими словами, аудит — это не случайное событие, а планомерная акция с целью выявления уязвимостей и устранения ошибок.
Известный американский экономист Питер Друкер сравнивает оценку деятельности предприятия с обследованием человеческого организма. Аналогично тому, как "для оценки состояния здоровья и трудоспособности человека необходимо выполнить определенные" функции, пишет он, так и для оценки "состояния здоровья и трудоспособности" предприятия нужно выполнить и проанализировать определенную совокупность измерений. Поэтому регулярное измерение и непрерывное повышение категории эффективности — неотъемлемая составляющая деятельности предприятия и его руководства.
А что если так же подойти к изучению человеческого "материала" на предмет его уязвимости и соответствия отдельных компонентов нашей жизнедеятельности божественным постулатам? Разве не должны мы оценивать свои поступки и исправлять ошибки прежде, чем будем спрошены на экзамене, когда уже ничего нельзя будет изменить? Вопрос, наверное, риторический. Но тут бросается в глаза одна тонкость.
Если аудит предприятия осуществляется сторонними структурами, то к оценке поступков и намерений человека подходить с этих позиций просто-напросто невозможно. Как минимум, по причине отсутствия у нас желания предоставлять свою внутреннюю "отчетность" кому-либо, тем более во всех подробностях. Иной раз люди пытаются скрыть своё сокровенное и от Всевышнего, и даже от самих себя, и вполне естественно, что Аллах время от времени выявляет содержимое наших сердец в виде нашей реакции, скажем, на посылаемые Им испытания. Но, повторимся, Его итоговая оценка нашей жизнедеятельности прозвучит на заключительном экзамене.
Выходит, проверять свой дневник в рамках подготовки к экзаменационной сессии должны мы сами. Никто, кроме нас, не способен разобраться в потёмках нашей души и осуществлять её перманентный аудит. А значит и мы не вправе судить и осуждать других и, заметив чужие недостатки, должны лишь помогать друг другу разобраться в происходящем. И насколько терпимы мы будем к окружающим и взыскательны к самим себе, настолько уверенно мы сможем смотреть в завтрашний день.