В назначенное время к Медине подошли курайшиты вместе с присоединившимися к ним племенами, которые стали лагерем у Муджтама аль-Асйаль между аль-Джурфом и Зубатой. В их войске было четыре тысячи пеших воинов, триста всадников и тысяча верблюдов. Командовал всеми этими силами Абу Суфйан, а знаменосцем был Усман ибн Тальха ибн Абу Тальха аль-Абдари. Затем подошли силы племени Гатафан и присоединившиеся к ним другие племена. Всего их было шесть тысяч человек, и они стали лагерем восточнее Ухуда. Появление столь могущественной армии у стен Медины повергло многих её жителей в страх, как и сказал об этом Всевышний Аллах: «Вспомните, как напали на вас сверху и снизу, и тогда забегали глаза, и сердца подступили к горлу, и стали вы думать разное об Аллахе. Вспомните, какому испытанию подверглись верующие, и как поразило их сильное потрясение» (сура 33 «Полчища», аяты 10-11).

Однако Аллах укрепил веру мусульман, и было так, как сказал Всевышний: «Когда верующие увидели сонмы противников, они сказали: “Это – то, о чём говорили нам Аллах и Его посланник. И Аллах, и посланник Его говорили правду”. И всё это только приумножило их веру и преданность» (сура 33 «Полчища», аят 22).

Что же касается лицемеров и тех, сердца которых были больны, то они говорили: «То, что обещали нам Аллах и Его посланник, оказалось всего лишь обманом!» (сура 33 «Полчища», аят 12).

Вместо себя в Медине посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оставил Ибн Умм Мактума, а женщинам и детям велел укрыться в башнях, после чего вывел мусульман за пределы города, и они расположились лагерем, предварительно укрепив его. Их тылы прикрывала гора Сал‘, а от неверных отделял мусульман ров.

Должным образом подготовившись к наступлению в своём лагере, многобожники двинулись в сторону Медины, но когда они приблизились к мусульманам, то неожиданно увидели перед собой широкий ров, что явилось для них большой неожиданностью. Увидев его, Абу Суфйан воскликнул: «С такими хитростями арабы ещё не сталкивались!» А после этого нападавшие стали в ярости сновать вдоль рва, стараясь найти такое место, где они могли бы перейти его, мусульмане же отгоняли их от краёв рва своими стрелами и камнями, чтобы они не сумели прорваться в каком-нибудь узком месте или же засыпать ров землёй.

В результате многобожникам пришлось подвергнуть Медину осаде, но поскольку осада не входила в их планы, они оказались к ней не готовы. Днём они постоянно предпринимали попытки наступления, но мусульмане обстреливали их и сражались с ними, стоя вдоль всей линии рва. Подобные попытки многобожники предпринимали с утра до вечера, мусульмане же были вынуждены всё время обороняться, в результате чего как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, так и все остальные могли совершать Намаз только после захода солнца, пропуская предшествующие Намазы, так как порядок Намазов в экстремальных обстоятельствах к тому времени ещё не был определен и узаконен.

В один из дней осады группа конных многобожников, среди которых находились Амр ибн Абу Вадд, Икрима ибн Абу Джахль, Дирар ибн аль-Хаттаб и другие, покинула свой лагерь, двинулась к одному из узких мест и переправилась через ров, оказавшись на пространстве между ним и горой Сал‘, однако Али ибн Абу Талибу, да будет доволен им Аллах, с несколькими воинами удалось перекрыть пути отхода к месту их переправы. Тогда Амр ибн Абу Вадд, который был смелым воином и погубил немало людей, вызвал его на поединок, поскольку действия Али привели его в такую ярость, что он даже спустился на землю со своего коня. Они сразились, и Али убил своего противника, а остальные бросились бежать, и были так напуганы, что Икрима потерял своё копьё, а Науфаль ибн Абдулла упал в ров и был убит.

В результате перестрелок потери обеих сторон были незначительными: у многобожников погибло десять, а у мусульман – шесть человек.

Са‘д ибн Му‘аз, да будет доволен им Аллах, был тяжело ранен стрелой, после чего он обратился к Аллаху с мольбой продлить его жизнь, если война с курайшитами ещё продлится, и дать ему умереть от этой раны, если она завершится в скором времени.