Исход стояния у рва оказался трагическим для бану Курайза, не решавшихся стать на ту или иную сторону: произошло именно то, что долго удерживало их от соглашения с курайшитами, – нарушив договор, они остались один на один с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, брошенные спровоцировавшими их союзниками.
Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся в Медину после завершения битвы у рва, снял с себя оружие и одежду и приступил к полному омовению в доме Умм Саламы, к нему явился Джибриль, мир над ним, который велел ему выступить против бану Курайза и сказал: «Поистине, я пойду перед тобой, сотрясу их укрепления и вселю в их сердца страх!», после чего он двинулся на них во главе других ангелов.
Что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он обратился к людям с такими словами: «Пусть тот, кто слушает и повинуется, совершит свой послеполуденный Намаз только у поселения бану Курайза!»
А после этого он, да благословит его Аллах и приветствует, оставил за себя в Медине Ибн Умм Мактума, вручил знамя Али ибн Абу Талибу и отправил его туда с группой воинов раньше других. Увидев его, люди из племени бану Курайза начали оскорблять посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и говорить всякие мерзкие слова. Мусульмане же тем временем спешили выступить из Медины, и часть из них ко времени послеполуденного Намаза была ещё в пути. Некоторые совершили этот Намаз немедленно, другие же отложили его до тех пор, пока не достигли укреплений бану Курайза. Между тем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во главе мухаджиров и ансаров также выступил из Медины и через некоторое время достиг одного из колодцев под названием Ана.
И Всевышний Аллах внушил страх сердцам людей из племени бану Курайза, которые спрятались в своих укреплениях и не решились вступить в открытый бой с мусульманами, осадившими их селения со всех сторон. Когда эта осада стала затягиваться, они изъявили желание посоветоваться со своими союзниками из числа мусульман, потребовав от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы он прислал к ним Абу Лубабу (Абу Лубаба принадлежал к роду Амр ибн Ауф племени Аус, которое еще до битвы у рва заключило союз с бану Курайза), и он был послан к ним.
Когда он вошёл в одно из укреплений бану Курайза, его окружили мужчины и плачущие женщины с детьми, которые стали спрашивать его, советует ли он им сдаться на милость победителя. Он ответил: «Да!», и провёл ребром ладони по горлу, желая дать им понять, что все они будут перебиты. Однако он тут же осознал, что, сделав это, он тем самым предал Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и тогда он покинул укрепление, направился к мечети Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, привязался там к одному из столбов и поклялся, что уйдёт оттуда лишь в том случае, если посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отвяжет его от этого столба своей рукой.
Когда об этом рассказали Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: «Если бы он пришёл ко мне, я обязательно попросил бы Аллаха простить его, однако что сделано, то сделано, и пусть судьбу его теперь решает Сам Аллах!»
С каждым днём осады бану Курайза всё больше и больше утрачивали свой боевой дух, а через пятнадцать дней решили сдаться посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который велел взять под стражу мужчин, отделил от них женщин и детей и потребовал от их союзников из племени Аус, чтобы они хорошо обращались с ними, поступив с этими людьми точно так, как в своё время он поступил с союзниками хазраджитов из племени бану Кайнука. Сделав же это, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил ауситов: «Не хотите ли вы, чтобы судьбу их решил один из вас?», и они ответили: «Да». Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Так пусть же сделает это Са‘д ибн Му‘аз» (Са‘д ибн Му‘аз – соплеменник ауситов, один из самых преданных Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, ансаров), и они сказали: «Мы согласны».
Сам же Са‘д, да будет доволен им Аллах, в это время находился в Медине из-за ранения, полученного им в битве у рва, и поэтому его привезли к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, на осле. Когда Са‘д приблизился к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ауситам: «Подойдите к главе своего племени!» – и ауситы подошли к нему с двух сторон и стали обращаться к нему, говоря: «О Са‘д, окажи благодеяние тем, кто пользовался твоим покровительством!» Что же касается Са‘да, то он хранил молчание, но когда они стали настаивать, он сказал: «Настал такой момент, когда Са‘д должен доказать, что он не боится ничьих упрёков, если дело касается Аллаха!» И когда ауситы услышали эти слова, некоторые из них вернулись в Медину и сообщили людям, и что скоро им придётся оплакивать бану Курайза.
Когда прибывшему к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Са‘ду сказали, что ему предстоит решить судьбу бану Курайза, он объявил, что следует казнить всех мужчин, обратить в рабство женщин и детей и разделить всё имущество бану Курайза, после чего посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ты решил их судьбу так же, как сделал бы это Аллах, Который над семи небесами!» Кроме того, приговор Са‘да соответствовал и положениям религиозного закона иудеев, но был мягче по сравнению с ними.
После того, как Са‘д ибн Му‘аз принял это решение, мужчин бану Курайза привели в Медину и поместили под охраной во дворе дома одной женщины из племени бану Наджар по имени Бинт Харис. На рынке Медины для них были вырыты рвы, а потом мужчин стали группами приводить туда и казнить. По одним сведениям их было четыреста человек, а по другим – от шестисот до семисот.
Вместе с ними был обезглавлен также и вождь бану Надир Ибн Ахтаб, являвшийся одним из тех двадцати предводителей иудеев, которые подбивали курайшитов и гатафанцев к походу на Медину. Он же впоследствии явился и к бану Курайза, убедив их расторгнуть договор с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в результате чего они предали мусульман в самую трудную минуту, договорившись с Ибн Ахтабом о том, что он будет с ними и разделит их судьбу, и он был с ними во время осады, а также и после этого вплоть до самой казни.
Несколько человек из числа бану Курайза ещё до этого приняли Ислам, и им не сделали ничего дурного, а кое-кого из них мусульмане попросили отдать им, и они приняли Ислам позднее. Вместе с мужчинами была казнена и одна женщина, которая сбросила жернов на ансара Халлада ибн Сувайда, убив его.
Когда было собрано имущество бану Курайза, оказалось, что мусульманам досталось полторы тысячи мечей, триста кольчуг, две тысячи копий, пятьсот щитов, а также много всякой домашней утвари, овец и верблюдов. Всё имущество бану Курайза, включая пальмы и пленных, поступило в раздел после выделения в распоряжение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, пятой части добычи,
После этого пленные были отправлены в Наджд и проданы, а на полученные деньги закупили оружие. Из числа пленных Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выбрал для себя Райхану бинт Зайд ибн Амр, которая, по одним сообщениям, стала его наложницей, по другим же, он освободил её и женился на ней. Она скончалась после прощального паломничества Пророка, да благословит его Аллах и приветствует (то есть после 632 года).
А после того как вопрос с бану Курайза был решен, Са‘д ибн Му‘аз получил ответ на свою мольбу, с которой он обратился к Аллаху после ранения. Он находился во дворе мечети Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, где для него была поставлена палатка, чтобы посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не приходилось далеко ходить к больному. Но через некоторое время на него наступила овца, рана на его груди открылась, и он истёк кровью. Когда его хоронили, ангелы несли его погребальные носилки вместе с людьми.
Что же касается Абу Лубабы, то он провел привязанным к столбу в мечети шесть дней, в течение которых к нему приходила его жена, отвязывала его перед каждым Намазом, после чего он снова привязывался к столбу. Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, находившемуся в доме Умм Саламы, да будет доволен ею Аллах, была ниспослана весть о том, что покаяние Абу Лубабы принято, и Умм Салама порадовала его этим известием. Люди хотели отвязать его, но он отказался от этого, так как желал, чтобы это сделал сам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он, да благословит его Аллах и приветствует, сделал это, когда проходил мимо него, направляясь на утренний Намаз.
После завершения похода на бану Курайза мусульмане предприняли ещё несколько военных операций, на важнейших из которых мы кратко остановимся ниже.