Важнейшим вопросом, который следовало решить после кончины посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был вопрос об избрании правителя, так как этот правитель должен был заменить собой Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в том, что касалось дел управления людьми и страной. Али ибн Абу Талиб считал, что более кого бы то ни было халифом достоин стать именно он как человек, состоявший в близком родстве с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он встретился в доме Фатимы, да будет доволен ею Аллах, с ас-Зубайром и хашимитами, в то время как ансары собрались под навесом в квартале рода бану Са‘ида, чтобы выбрать халифом кого-нибудь из своей среды, а мухаджиры стали группироваться вокруг Умара и Абу Бакра, да будет доволен Аллах ими обоими.
Некоторое время спустя Абу Бакр и Умар, да будет доволен ими Аллах, вместе с Абу Убайдой ибн аль-Джаррахом и другими мухаджирами явились к навесу бану Са‘ида, и у них состоялся разговор с ансарами, во время которого ансары упомянули о своих заслугах, дававших им право выбрать халифа из своей среды.
Выслушав их, Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, признал их заслуги, но в то же время подчеркнул, что арабы не согласятся подчиняться некурайшиту, после чего взял за руки Умара и Абу Убайду и предложил ансарам присягнуть на верность кому-нибудь из них. В ответ на это кто-то из ансаров предложил выбрать двух соправителей: одного из числа курайшитов, а другого – из ансаров. Раздались громкие крики, и поднялся шум, но в конце концов дело кончилось тем, что по предложению Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, халифом избрали Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, которому присягнули и мухаджиры, и ансары.
Так мусульманская Умма (община) обрела нового главу, «заместителя посланника Аллаха», халифа расули-л-Лаh, или просто халифа.