После овладения Меккой на совет собралась знать группы племён Кайс и Айлан во главе с представителями племён Хавазин и Сакиф, которые сказали: «Мухаммад закончил воевать со своими соплеменниками, и теперь ничто не может удержать его от войны с нами, так двинемся же на него первыми, пока он не двинулся на нас!» Все присутствующие были согласны с этим и стали готовиться к началу военных действий, избрав главнокомандующим Малика ибн Ауфа ан-Насри. Через некоторое время в Аутасе (название вади в 80 км к северу от Таифа) сконцентрировались крупные силы, причём воины прибывали в этот лагерь вместе со своими семьями и всем своим имуществом и скотом. Среди прочих там находился и Дурайд ибн ас-Сумма, известный своим здравомыслием человек, который услышал крики детей и рёв скота и обратился к Малику ибн Ауфу за разъяснениями. В ответ ему Малик сказал: «Я хочу, чтобы за спиной у каждого воина находилась его семья и его имущество, ради которых он стал бы сражаться». Услышав такой ответ, Дурайд воскликнул: «Клянусь Аллахом, ты уподобился пастуху! Разве неясно, что для победы тебе могут пригодиться только мужчины с мечами и копьями, а если ты потерпишь поражение, то покроешь себя позором, ибо лишишься и семьи, и имущества?!» И затем он посоветовал Малику отправить женщин, детей и скот обратно, но Малик не последовал его совету и собрал всех в вади Аутас, а своих бойцов привёл в находящееся поблизости вади Хунайн, устроив там засады.
Узнав об этих приготовлениях, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в субботу, в шестой день месяца шавваль выступил из Мекки во главе двенадцатитысячной армии. Для осуществления этого похода он одолжил у Сафвана ибн Умаййи сто кольчуг и оружие, оставив за себя в Мекке Аттаба ибн Асида.
Путь мусульман к Хунайну пролегал мимо огромного дерева, на ветви которого во времена джахилиййи арабы подвешивали своё оружие, принося около этого дерева жертвы и уединяясь там. Люди называли его Зат Анват, и некоторые стали просить посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Найди для нас свой Зат Анват, такой же, как у них!»
На это Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дал им такой ответ:
«Аллах Превелик! Вы говорите нечто подобное тому, что соплеменники Мусы говорили ему, сказавшие: “Сотвори нам божество, такое же, как у них”, а он сказал им: “Поистине, вы – люди невежественные” (сура 7 «Ограды», аят 138)
. Поистине, это всего лишь обычаи, и следуете вы обычаям тех, кто был до вас!»
Увидев многочисленность врагов, некоторые мусульмане стали говорить: «Ни за что не победить нам сегодня!», и посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, было тяжко слышать подобное. К вечеру к нему прискакал всадник, сообщивший о том, что хавазин выступили в поход со своими семьями и всем своим имуществом, и тогда он, да благословит его Аллах и приветствует, улыбнулся и сказал: «Если будет угодно Аллаху, завтра всё это станет добычей мусульман!»
Ночью 10 шавваля 8 года Хиджры (конец января 630 г.) мусульмане подошли к вади Хунайн, а перед рассветом, прежде чем войти туда, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, занялся построением боевых порядков своего войска. Он вручил знамя мухаджиров Али ибн Абу Талибу, знамя ауситов – Усайду ибн Худайру, а знамя хазраджитов – Хаббабу ибн аль-Мунзиру, назначив знаменосцев также и для других племён, принимавших участие в этом походе. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, надел кольчугу и шлем, после чего авангард мусульман начал спускаться в вади Хунайн. Однако как только мусульмане достигли боковых ущелий, где их поджидали враги, они подверглись интенсивному обстрелу и внезапному нападению из засад. Это внесло сумятицу в ряды мусульман, и шедшие первыми бросились бежать, увлекая за собой остальных, что чуть было не привело к полному разгрому.
Все это порадовало некоторых многобожников и отдельных новообращенных мусульман, но среди них нашлись и такие, кто отругал злорадствующих за это, заставив их умолкнуть. Что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находившегося в окружении горстки мухаджиров и ансаров, то он пришпоривал свою мулицу, порываясь броситься на врага. Однако Абу Суфйан ибн аль-Харис и Аббас не давали мулице сдвинуться с места, удерживая её за узду и стремя. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спешился и обратился к Аллаху своему с мольбами о помощи, а потом велел Аббасу, обладавшему очень громким голосом, призвать к нему его сподвижников. И Аббас изо всех сил закричал: «Где дававшие клятву, угодную Аллаху?», после чего каждый услышавший его призыв устремился к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, со словами: «Лаббайка» («Вот я перед тобой!»), а когда таких набралось около сотни, они двинулись на врага и снова вступили в бой.
Сначала этот призыв передали ансарам, потом – бойцам из племени бану аль-Харис ибн аль-Хазрадж, а потом и всем остальным, и рассеявшиеся отряды мусульман один за другим стали собираться вокруг посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Когда количество собравшихся стало весьма значительным, Аллах вселил спокойствие в сердца верующих и в сердце Своего посланника, да благословит его Аллах и приветствует, послав на помощь мусульманам Своё невидимое воинство.
Бой разгорелся с новой силой, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Настал решающий момент!», а потом он, да благословит его Аллах и приветствует, взял горсть земли и бросил ею в многобожников со словами: «Да исказятся лица!», и глаза их оказались засыпанными песком. Они стали терять силы и в конце концов рассеялись, обратившись в бегство. Мусульмане преследовали многобожников, часть которых была захвачена в плен, а часть погибла. Завершилось же сражение тем, что в плену у мусульман оказались и их семьи. В этом бою Халид ибн аль-Валид получил несколько тяжёлых ранений. Многие из мекканских многобожников приняли Ислам, убедившись в том, что Аллах помогает Своему посланнику.