Эксклюзивное интервью бакинской газете «Эхо» от 29 января 2005 г.
Проблема соблюдения прав человека в исламе сегодня является предметом обсуждения как на Западе, так и в мусульманском мире. Правильное понимание этого вопроса актуально и для нашей страны, в которой совмещается верность как мусульманским культурным традициям, так и принципам демократии. За разъяснением некоторых из возникших у нас вопросов мы обратились к переводчику Священного Корана, теологу Эльмиру Кулиеву.
– В последнее время все чаще высказывается мнение о том, что в исламе не уделяется достаточное внимание соблюдению прав человека. Насколько это суждение соответствует действительности?
– Правильнее было бы сказать, что исламская концепция прав человека отличается от западной, которую сегодня нередко пытаются представить как универсальную, основанную на общечеловеческих ценностях. Существующие отличия незначительны, однако они имеют принципиальное значение, поскольку права человека в исламе нераздельно связаны с нравственно-этическими ограничениями, от которых во многом зависит духовное здоровье человека.
Нельзя забывать и то, что ислам наделил каждого индивида правами задолго до того, как в Европе заговорили о правах человека и фундаментальных свободах. До XIII века в христианском мире господствовало представление о естественном праве, которое широко применялось для оправдания рабства.
С этим понятием мы впервые встречаемся в стоицизме – философском течении, появившемся в III веке до н.э. Стоики признавали всеобщее равенство людей, но узаконивали рабство, потому что считали невозможным существование общества без социального разделения на классы или касты. Понятие права стало развиваться в европейском обществе, начиная с 1215 года, когда английский король Джон издал хорошо известную "Магна Карту". Этот документ гарантировал неприкосновенность жизни, личной свободы и имущества тем, кого тогда называли "свободными людьми".
Первой декларацией прав человека в исламе можно считать "прощальную проповедь", которую пророк Мухаммад прочел на горе Арафат за несколько месяцев до смерти. Коран гарантировал человеку право на жизнь и провозгласил всеобщее равенство людей перед Богом и перед законом, независимо от их происхождения, этнической или расовой принадлежности. Ислам наделил женщину правом на собственность и наследство, позаботился о соблюдении прав несовершеннолетних детей и умственно отсталых людей. Помимо этого, шариат изначально настолько резко выступил против любых прав и привилегий, передаваемых по наследству, что даже после установления в мусульманском мире монархии эгалитаризм оставался достаточно сильным для того, чтобы предотвратить появление каст и сохранить общество, в котором способности и амбиции могли быть вознаграждены по достоинству.
Одним словом, исламская доктрина, основанная на Коране и Сунне, охватывает гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права, устанавливая баланс между индивидуальными правами и интересами общества в целом. Ярким свидетельством этого является Всеобщая исламская декларация прав человека, принятая видными мусульманскими учеными и общественными деятелями на Международной конференции, посвященной пророку Мухаммаду, проходившей в Лондоне в апреле 1980 года.
– Ислам действительно почтил женщину правами, которых она была лишена прежде, и с этим трудно спорить. Но почему тогда в современном мусульманском обществе женщины вынуждены бороться за свои права?
– В современном обществе бороться за свои права приходиться не только женщинам, но и мужчинам, и мусульманские страны в этом отношении не являются исключением. Другое дело, что права женщины в исламе отличаются от тех прав, за которые борются женщины на Западе.
Коран установил равенство между мужчиной и женщиной в тех вопросах, в которых между ними имеется сходство, но принял во внимание существующие между ними естественные и физиологические различия. В религиозных текстах последовательно провозглашается равенство между мужчинами и женщинами в праве на жизнь, личную свободу, частную собственность, наследство, труд, образование и многое другое. В то же время физиологические различия между двумя полами не могут не отражаться на их социальных правах и обязанностях. Так, материнство, деторождение и кормление детей грудью являются исключительной привилегией женщины.
Принимая во внимание физические и психологические особенности полов, ислам устанавливает определенные различия между имущественными правами и обязанностями мужчин и женщин. В частности, ответственность за материальное обеспечение семьи целиком и полностью ложится на мужчину. Именно это обстоятельство чаще всего приводят в подтверждение того, что мусульманская женщина находится в зависимом положении от мужчины. Однако нужно помнить, что верховенство мужчины в семье объясняется, в первую очередь, природными качествами, а затем уже материальными обязанностями мужа перед женой. Эти обязанности не сводятся только к денежным расходам, поскольку муж обязан выполнять их даже тогда, когда женщина богата и не нуждается в его помощи.
Наконец, нужно признать, что абсолютное равенство мужчин и женщин является, по сути дела, грубым попиранием прав женщин. Вспомним, что 22 марта 1972 года Конгресс США предложил внести в Конституцию страны поправку, обеспечивающую женщине полное равенство с мужчиной. Как ни странно, против этой поправки выступили, в первую очередь, женские организации США. Их возражения сводились к тому, что абсолютное равенство обязывает женщину работать и лишает ее право быть домохозяйкой при желании. Такое равенство освобождает мужчину от обязанности материально обеспечивать жену и даже наделяет его правом получать от нее материальную помощь. Равенство лишает женщину привилегий в местах лишения свободы и даже вменяет ей обязательную воинскую повинность. По причине этих возражений указанная поправка была, в конечном итоге, отвергнута большинством штатов.
– Из ваших слов следует, что отдельные различия между правами мужчин и женщин рассматриваются исламом как социальная необходимость? Можем ли мы сказать то же самое о рабстве, которое неоднократно упоминается в Коране?
– Прежде всего, нужно сказать, что ислам во времена пророка Мухаммада не провозгласил, а сохранил рабство. Рабовладение было основой существовавшей в тот период социально-экономической формации, и общественное сознание людей не было готово к ликвидации этого явления. Несмотря на это, ислам установил, поистине, прогрессивные для того времени отношения между рабовладельцами и невольниками. Шариат предписывал обучать и кормить, одевать и обувать рабов так же, как и остальных членов семьи. Не случайно, что некоторые выдающиеся мусульманские ученые были освобожденными рабами. Ислам вдохновил верующих на освобождение невольников, и целый ряд предписаний шариата предполагал освобождение рабов в качестве искупления за совершенные проступки и т.п. Иными словами, рабство в исламе носило не столько экономический, сколько бытовой характер, что во многом способствовало постепенному ослаблению социальной значимости этого института. Поэтому сегодня, когда рабство запрещено международными пактами и соглашениями, ислам нельзя рассматривать как религию, узаконивающую рабство. Напротив, шариат располагает целым рядом норм и положений, направленных на защиту свободы личности.
Более того, ислам выступает против всех форм рабства в более широком смысле этого слова. Коран запрещает ростовщичество, поскольку оно, в конечном итоге, приводит к экономической зависимости кредитора. Ислам предписывает оценивать труд по достоинству и запрещает любые формы покушения на чужую собственность, поскольку кража чужого труда и чужой собственности тоже является своего рода порабощением человека. К примеру, платить рабочему меньше того, что он заслуживает, означает порабощать его. И наоборот, платить рабочему больше того, что он заслуживает, означает порабощать работодателя.
– Вы упомянули о том, что ислам наделяет человека политическими правами. Каким должен быть образ мусульманина в политике?
– Ислам, равно как и демократия, наделяет политическими правами всех людей, способных нести ответственность за принятие политических решений. Однако нельзя забывать о том, что светская система государственного устройства предполагает отделение религии от государства. Это означает, что в светском государстве, каковым является Азербайджан, религиозные деятели не должны вовлекаться в политику. Безусловно, все это не лишает верующего мусульманина права на собственную гражданскую позицию, которая четко определяется канонами самой религии.
Эта позиция целиком и полностью направлена на обеспечение политической стабильности внутри страны во имя благополучия и процветания всего народа. Образцовый верующий – тот, который исправно подчиняется законам и поддерживает руководство страны даже тогда, когда ему тяжело. Если же он видит недостатки в отдельных поступках властей, то он пытается дать этим чиновникам добрый совет, причем делать это полагается втайне, а не всенародно, чтобы наставление возымело действие и принесло пользу. Пожалуй, наиболее значимым отличием ислама от демократии в политическом аспекте является то, что эта религия не поощряет оппозицию. Гражданская позиция мусульманина заключается в том, что он поддерживает власти и пытается направить их, когда в этом возникает необходимость. К сожалению, неправильное понимание этого вопроса побуждает некоторых религиозных деятелей в нашей республике вступать в политические баталии ради достижения собственных амбиций. И еще большее сожаление у меня вызывает то, что подобные действия не только отдаляют верующих от правильного понимания религии, но и лишают их той одухотворенности, которая составляет самую суть нашей религии.