История пророка Мусы, мир ему, подробно описывается в Священном Коране. Мусульмане верят в то, что пророк Муса получил Священное Писание — Таурат, или Тору. Наряду с Тауратом, в Коране также упоминаются книги Мусы (сухуф) и скрижали (алвах). Скрижали были даны Мусе на горе Синай, и на них было высечено «увещевание обо всём и разъяснение всего».

После того как Всевышний провел сынов Исраиля через море и погубил Фараона вместе с его войском, Мусе было приказано поститься тридцать дней и подняться на гору Синай для встречи с Аллахом. В Коране об этом сказано: «Мы определили Мусе тридцать ночей и добавили к ним ещё десять, и срок, назначенный его Господом, составил сорок ночей» (сура 7 «Ограды», аят 142).

Ибн Аббас, Масрук, Муджахид и некоторые другие ранние комментаторы указывали, что в этом аяте речь идёт о тридцати днях месяца зуль-када и десяти днях зуль-хиджжи [Тафсир ат-Табари]. В таком случае Аллах говорил с Мусой в день жертвоприношения, и в этот же день Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, был ниспослан аят о том, что Аллах довёл нашу религию до совершенства (сура 5 «Трапеза», аят 3).

Когда приблизился назначенный день, Муса поручил своему брату Харуну позаботиться о сынах Исраиля в его отсутствие и отправился на встречу с Господом. Для того чтобы избавиться от неприятного запаха изо рта, Муса пожевал кусок древесной коры, и по этой причине ему было приказано поститься ещё десять дней. Абу аль-Алия рассказывал: «Он пожевал кору дерева, и ангелы сказали ему: «Мы чувствовали у тебя изо рта запах мускуса, но ты испортил его». Тогда Аллах приказал ему поститься ещё десять дней в месяце зуль-хиджжа и сказал ему: «Ты не знал, что запах изо рта постящегося для Меня милее, чем аромат мускуса?» И в эти десять дней сынов Исраиля постигло испытание».

Когда Муса не вернулся к ним в условленный срок, они стали роптать и решили сделать себе бога — золотого тельца. Согласно Книги Исхода, люди вынули золотые серьги из ушей своих и принесли их Аарону, и тот «сделал из них литого тельца и обделал его резцом» (Исх. 32:4). Коран категорически отвергает такую версию и оправдывает пророка Харуна, брата Мусы. Всевышний сказал Мусе: «Мы испытали твой народ после того, как ты оставил их, и самарянин ввёл их в заблуждение» (сура 20 «Та, ха», аят 85).

То есть тельца сделал самарянин, и позднее он объяснил свои действия Мусе: «Я увидел то, чего не видели они. Я взял пригоршню [земли] со следов посланца и бросил её. Мой нафс соблазнил меня на это» (сура 20 «Та, ха», аят 96). Он увидел ангела верхом на коне, схватил горсть земли из-под его копыт и бросил её в котёл, где плавились украшения, за что и был проклят пророком Аллаха.

Когда в назначенный день Муса поднялся на гору, он говорил с Господом и сказал: «Господи, покажись мне, чтобы я взглянул на Тебя». Он сказал: «Ты не увидишь Меня, но посмотри на гору. Если она устоит на месте, то ты увидишь Меня». Когда же его Господь явил Себя горе, то раздробил её, и Муса упал без сознания (сура 7 «Ограды», аят 143).

Придя в сознание, Муса воздал хвалу Аллаху и покаялся, и Господь сказал ему: «О Муса, Я возвысил тебя над людьми Своими посланиями и тем, что Я говорил с тобой. Бери же то, что Я дал тебе, и будь благодарен» (сура 7 «Ограды», аят 143). Так пророк Муса получил скрижали, на которых было «увещевание обо всём и разъяснение всего» (сура 7 «Ограды», аят 145). Давайте запомним обстоятельства ниспослания скрижалей, прежде чем мы перейдём к их описанию в исламской и библейской традициях.

Согласно Библии, Скрижали Завета — это две каменные плиты, на которых было начертано «перстом Божиим» (Исх. 31:18). Ни в Коране, ни в хадисах Пророка, мир ему и благословение Аллаха, нет точных сведений о том, что представляли собой скрижали и сколько их было. Однако в мусульманской традиции преобладает мнение, что скрижали были ниспосланы из Рая. Есть мнение, что они были из райского изумруда (Муджахид, Ибн Джурайдж) или из рубина, а высеченный на них текст был покрыт золотом (Саид ибн Джубайр). Аль-Хасан аль-Басри считал, что они были деревянными. Также есть мнение, что они были из льда (ар-Раби ибн Анас).

Возможно, скрижалей было две, и то, что слово алвах употребляется во множественной форме, а не в двойственной, не противоречит этому, потому что в арабском языке о двоих тоже можно сказать во множественном числе. Например, в Коране сказано: «Если же у него есть братья…» (сура 4 «Женщины», аят 11), и здесь используется слово ихва (братья) во множественном числе, хотя положение действует, если братьев двое и больше (по мнению большинства).

Тем не менее мы не можем утверждать, что скрижалей было две и что на них были начертаны Десять заповедей, как об этом сказано в Библии (Втор. 10:4). У нас нет надёжных сведений об этом, и мы можем лишь констатировать то, что дошло до нас от праведных предшественников. Есть мнение, что на скрижалях был записан Таурат целиком и что Аллах начертал его собственноручно. Передают со слов Али ибн Абу Талиба: «Аллах написал на скрижалях для Мусы, и он слышал, как скрипело перо» [Тафсир ат-Табари]. А в «Сахихах» приводятся слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха, что «Аллах отметил Мусу тем, что говорил с ним и собственноручно написал для него» [аль-Бухари 6614, Муслим 2652].

Другие считали, что Таурат был ниспослан Мусе после скрижалей, а ниспослание скрижалей было утешением для пророка Мусы за то, что он пожелал увидеть Господа воочию, а в результате потерял сознание. Это сильное мнение, и оно согласуется с кораническим контекстом: «О Муса, Я возвысил тебя над людьми Своими посланиями и тем, что Я говорил с тобой. Бери же то, что Я дал тебе, и будь благодарен» (сура 7 «Ограды», аят 144).

После того как Муса получил скрижали, Аллах сообщил ему, что в его отсутствие сыны Исраиля развратились, и Муса поспешил обратно. Разгневанный и опечаленный, он вернулся к своему народу и сказал: «Скверно то, что вы совершили после моего ухода. Неужели вы стали торопить веление вашего Господа?» Он бросил скрижали, схватил своего брата за голову и потянул его к себе» (сура 7 «Ограды», аят 150).

В Книге Исхода сказано, что Моисей, когда он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, «воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою» (Исх. 32:19). Потом Господь велел Моисею вытесать две скрижали каменные, подобные прежним, и он снова поднялся на гору, и на них были написаны «слова, какие были на прежних скрижалях» (Исх. 34:1-4).

В Коране нет прямого указания на то, что скрижали разбились, но об этом недвусмысленно говорится в Сунне. В Книге Аллаха мы читаем, что Муса бросил скрижали, когда принялся укорять своего брата Харуна. Возможно, он был сильно разгневан и не сумел совладать с собой. Возможно, он поступил так сознательно, чтобы показать своему народу, насколько отвратителен был их поступок. Передают со слов Ибн Аббаса, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Услышать — не то же, что увидеть воочию. Когда Аллах сообщил Мусе о том, что его народ сделал тельца, он не бросил скрижали, а когда он увидел то, что они сделали, то бросил их, и они разбились» [Ахмад 1842, Сахих аль-джами 5374].

Есть мнение, что он бросил скрижали, потому что узнал о превосходстве уммы Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и пожелал стать одним из его последователей. Катада рассказывал, что, когда Муса взял скрижали, он сказал: «Господи, из скрижалей я узнал об общине, что будет лучшей среди всех общин, и будут они призывать к одобряемому и предостерегать от запретного. Пусть же это будет моя община!» Господь ответил ему: «Это община Ахмада». Он сказал: «Господи, я узнал из них об общине, которая придёт последней, но опередит всех в день воскрешения. Пусть же это будет моя община!» Господь сказал: «Это община Ахмада». Он сказал: «Господи, я узнал из них об общине, которая носит свои Писания в груди и читает их. Пусть же это будет моя община!» Дело в том, что раньше они читали Писания по записям, и если они теряли их, то уже не помнили и не знали ничего. Вам же Аллах дал столько памяти, сколько не давал никому прежде. Господь сказал: «Это община Ахмада». Он сказал: «Господи, я узнал из них об общине, которая верует в Писания от первого до последнего и сражается с остатками заблуждений, пока не сразится с Одноглазым Лжецом. Пусть же это будет моя община!» Господь сказал: «Это община Ахмада». Он сказал: «Господи, я узнал из них об общине, которая есть из своих приношений и получает за это награду. Пусть же это будет моя община!» Дело в том, что раньше они делали свои приношения, и если Аллах принимал их, то посылал огонь, который пожирал их, а если не принимал их, то их съедали птицы и звери. А от вас Аллах принимает милостыню, которые богатые среди вас раздают бедным. Господь сказал: «Это община Ахмада». Он сказал: «Господи, я узнал из них об общине, в которой человек получает награду за доброе дело, если он задумал его, но не совершил, а если он совершил его, то награда его умножается в десять раз и до семисот раз. Пусть же это будет моя община!» Господь сказал: «Это община Ахмада». Он сказал: «Господи, я узнал из скрижалей об общине, которой плохие поступки не записываются, пока человек не совершит их, а если он совершит такой поступок, то ему записывается только одно плохое деяние. Пусть же это будет моя община!» Господь сказал: «Это община Ахмада». Он сказал: «Господи, я узнал из них об общине, которая отвечает на призыв и чьи призывы не останутся без ответа. Пусть же это будет моя община!» Господь сказал ему: «Это община Ахмада». Он сказал: «Господи, я узнал из них об общине, которой будет позволено заступаться за других и их заступничество будет принято. Пусть же это будет моя община!» Господь сказал ему: «Это община Ахмада». Тогда пророк Муса бросил скрижали и сказал: «Аллахумма, так сделай же и меня из общины Ахмада!» Но вместо этого Аллах почтил его двумя вещами, которые не были даны более никому из пророков. Аллах сказал ему: «О Муса, Я возвысил тебя над людьми Своими посланиями и тем, что Я говорил с тобой» (сура 7 «Ограды», аят 144). Муса остался доволен этим, а потом Аллах сказал: «И среди народа Мусы есть люди, которые ведут путём истины и ею устанавливают справедливость» (сура 7 «Ограды», аят 159). И тогда Муса остался доволен полностью.

Это высказывание Катады, авторитетнейшего комментатора Корана из поколения табиев, заслуживает внимания, но первое мнение, рассмотренное нами выше, согласуется с текстом Корана и подтверждается достоверным хадисом. То есть Муса бросил скрижали в гневе, когда увидел пляски и тельца. Он схватил своего брата Харуна за бороду, спрашивая, как он позволил случиться такому. Но Харун сказал ему: «О сын моей матери! Поистине, люди сочли меня слабым и чуть не убили меня. Не срами меня на радость врагам и не причисляй меня к людям несправедливым» (сура 7 «Ограды», аят 150).

Многие израильтяне относились к Харуну не так, как подобало относиться к пророку Аллаха. Когда они решили сделать себе тельца, Харун призвал их одуматься, но лишь немногие послушались его. Видя, что разногласия могут перерасти во вражду между его родственниками и остальными израильтянами, он не стал торопить события и решил дождаться возвращения Мусы. Вот почему он сказал Мусе: «Я боялся, что ты скажешь: “Ты разобщил сынов Исраиля и не выполнил моего наказа”» (сура 20 «Та, ха», аят 94).

Муса понял, что в случившемся не было вины его брата, и сказал: «Господи, прости меня и моего брата и введи нас в Твою милость, ведь Ты — милостивейший из милующих» (сура 7 «Ограды», аят 151). Потом, «когда гнев Мусы стих, он взял скрижали. В той копии содержалось верное руководство и милость для тех, кто боится своего Господа» (сура 7 «Ограды», аят 154).

Вот здесь мы видим косвенное указание на то, что Муса разбил скрижали. Слова وَفِي نُسْخَتِهَا можно понимать как указание на то, что скрижали разбились, а потом были изготовлены новые. Возможно, Муса снова постился сорок дней и получил скрижали заново. Или же он собрал то, что смог собрать, и начертал текст на новых скрижалях. Ибн Джарир трактует данный аят следующим образом: «Когда гнев Мусы спал, он взял скрижали, на которых были начертаны верное руководство и милость для тех, кто боится своего Господа». То есть он не акцентирует внимание на том, что это была копия, и так я перевёл данный аят в предыдущей редакции.

В любом случае, говоря о первых скрижалях, Всевышний указывает на то, что на них было «увещевание обо всём и разъяснение всего» (сура 7 «Ограды», аят 145). А на скрижалях, которые остались у сынов Исраиля после того, как они сделали себе литого тельца, было только «верное руководство и милость для тех, кто боится своего Господа» (сура 7 «Ограды», аят 154). То есть часть знаний была утрачена, и это было наказанием за ослушание и поклонение тельцу.

Израильтяне хранили скрижали в Ковчеге Завета вместе с посохом Мусы и другими вещами, которые остались от него и от Харуна. Они передавали Ковчег Завета из поколения в поколение, пока язычники не отняли его у них. В Коране сообщается, что ангелы вернули его израильтянам как знак того, что Аллах назначил их царём Талута (сура 2 «Корова», аят 248). Но это уже другая история.

Читайте также: Финики аджва попали на Землю из Рая?