Сборник хадисов «Аль-Джами ас-сахих» имама Мухаммада ибн Исмаиля аль-Бухари (ум. 256/810) считается самым достоверным и надёжным сводом преданий о жизни и религиозной практике Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Арабское слово сахих переводится как «достоверный», «подлинный».

Аль-Бухари не был первым, кто систематизировал хадисы, но он предъявлял строжайшие требования к каждому передатчику, чьи рассказы вошли в его сборник, и удостоверялся, действительно ли передатчики встречались при жизни. Названия, которые он дал главам своего труда, указывают на глубочайшее знание им тонкостей мусульманского права и науки о передатчиках, хотя связь содержания глав с их названиями не всегда очевидна для простых читателей.

Судить о значении «Сахиха» аль-Бухари для исламской науки можно уже потому, что улемы составили более восьмидесяти комментариев к этому сборнику. На самом деле это не так много, если учесть, что только к тафсиру имама аль-Байдави, не самому значимому среди тафсиров Корана, было написано более 120 полных и незавершённых комментариев. Но главное в данном вопросе не количество шархов, а тот интерес, который вызывает книга у мусульманских учёных.

Среди наиболее известных комментариев к «Сахиху» аль-Бухари можно выделить труды выдающегося шафиитского богослова Абу Сулеймана аль-Хаттаби (ум. 388/988), маликитского имама Абу аль-Хасана Ибн Батталя (ум. 449/1057), кадия Александрии Зайн-ад-Дина Ибн аль-Мунира (ум. 629/1296) и многих других имамов, чьи слова цитируются более поздними авторами. Сказать, какой из этих комментариев лучший, очень трудно, потому что каждый из них имеет свои особенности и содержит бесценные сведения о Сунне Пророка, мир ему и благословение Аллаха.

В конце эпохи классического ислама имам Бадр-ад-Дин аль-Айни (ум. 855/1451) составил комментарий к «Сахиху», назвав его «Умда аль-кари». Но если начальные главы его очень подробные, то последние короткие и не содержат всех выводов из хадисов. В этом отношении выгодно отличается подробный и полезнейший шарх «Фатх аль-Бари» египетского кадия Шихаб-ад-Дина Ахмада ибн Али ибн Мухаммада ибн Хаджара аль-Аскаляни (ум. 852/1449).

fath-al-bari800x533

Ибн Хаджар приступил к комментированию хадисов из «Сахиха» в 1414 году. Поначалу он диктовал текст своим ученикам, а потом начал писать его от руки. В декабре 1438 г. работа была завершена, а спустя месяц кадий устроил по этому поводу грандиозное торжество. На угощения, подарки и вознаграждения поэтам было потрачено около 500 динаров, а это больше двух килограммов золота!

Известие о появлении нового комментария к «Сахиху» облетело весь исламский мир, и обладать 13-томным сочинением пожелали многие эмиры. Эмир Шахрух, внук Тамерлана, попросил мамлюкского султана Барсбоя аль-Ашрафа отправить ему копию книги. Ещё раньше, когда работа не была завершена, приобрести имевшиеся в наличии тома пожелал влиятельный султан Ифрикии Абу Фарис Абд-аль-Азиз.

«Фатх аль-Бари» по праву называют энциклопедией ислама. В этом труде собраны ссылки на более чем 1200 ранних источников, многие из которых не сохранились до наших дней. Особую ценность представляет предисловие к этому сочинению «Хади ас-сари», которое Ибн Хаджар написал чуть раньше и завершил около 1410 г. Имам ас-Суюти сообщает, что автор намеревался расширить свой комментарий, а наряду с этим подготовить его сокращённую версию, но не успел завершить задуманное.