Из мусульманского предания известно, что после смерти нашего прародителя Адама его тело помыли ангелы. Благородный сподвижник Убай ибн Каб рассказывал, что перед смертью Адам сказал свои детям: «Мне хочется попробовать плодов из Рая». А потом к нему пришли ангелы, которые несли в руках саван, камфару, кирки и лопаты. Хавва сразу узнала их и бросилась к Адаму. Он сказал ей: «Отойди от меня. Они пришли за мной раньше. Оставь меня с посланцами моего Господа». Потом они забрали его душу, помыли его тело, завернули его в саван и помазали камфарой. Они же вырыли для него могилу с нишей и уложили в неё его тело, а потом сказали: «О дети Адама, это будет вашим обычаем». Хафиз аль-Хайсами сообщил, что все передатчики этого хадиса были передатчиками «Сахиха», кроме Утбы ибн Дамры, который заслуживал доверия [Маджма аз-заваид 8/199]. Ибн Касир назвал иснад этого асара достоверным до Убая [Бидая 1/98].

Пророк Адам тем не менее был не единственным, кого после смерти купали ангелы. Когда в шаввале третьего года от Хиджры трёхтысячное войско язычников приблизилось к оплоту мусульман — Медине, мухаджиры и ансары пожелали принять бой на открытой местности. В день решающего сражения под знаменем ауситов собрались мужественные воины, среди которых был юноша по имени Ханзаля ибн Абу Амир. Услышав клич, он оставил в постели свою молодую жену и второпях выбежал из дома. На поле возле горы Ухуд судьба свела его с вождём курайшитов Абу Суфьяном ибн Харбом. Ханзаля повалил своего противника на землю, но был сражён наповал ударом меча: на помощь Абу Суфьяну подоспел Шаддад ибн аль-Асвад.

Мусульмане не моют тела шахидов, но Ханзаля не искупался после близости с женой, и Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тело вашего товарища моют ангелы». Об этом сообщили Ибн Хиббан и аль-Байхаки, и ан-Навави назвал этот хадис хорошим [Ахкам аль-джанаиз, с. 56]. Через несколько месяцев его вдова Джамиля, дочь известного лицемера Абдаллаха ибн Убайя ибн Салюля, родила сына. Абдаллах ибн Ханзаля был сподвижником младшего поколения и погиб в битве при Эль-Харре в 683 г.

dunes800x533

Рассказывают, что ауситы гордились четырьмя выдающимися сподвижниками, ставшими шахидами. Помимо Ханзали ибн Абу Амира, они особо чтили своего старейшину Сада ибн Муаза, который умер от ранения, полученного в битве у рва, и от его смерти сотрясся Трон Милостивого.

Третьим шахидом был Асым ибн Сабит, погибший в неравном бою с язычниками вместе с товарищами из отряда Марсада ибн Абу Марсада. Хузайлиты захотели отрубить ему голову, чтобы продать её дочери Сада ибн Сухайля, которая после битвы при Ухуде поклялась выпить вино из черепа Асыма. Когда же они приблизились к его телу, на них налетели осы, а под вечер начался ливень, который унёс тело Асыма.

Четвёртым же был Хузайма ибн Сабит, который погиб в битве при Сыффине, сражаясь на стороне Али ибн Абу Талиба. Он был единственным человеком, чье свидетельство Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, приравнял к свидетельству двух мужчин. Это позволило Зайду ибн Сабиту, сличавшему списки Корана, составленные отдельными сподвижниками, включить в мусхаф аят «Среди верующих есть мужи, которые верны завету с Аллахом» (сура 33 «Полчища», аят 23), который был только в списке Хузаймы.