22 джумада аль-уля 1010 года от Хиджры (8 (18) ноября 1601) завершилась 69-дневная осада крепости Канижа (Надьканижа). Семитысячный турецкий гарнизон под командованием Тирьяки Хасана-паши героически выдержал натиск превосходящих сил Священной Римской империи, возглавляемых эрцгерцогом Фердинандом II и насчитывавших по разным оценкам от 50 до 100 тыс. солдат. Османы не только остановили противника, но и нанесли ему тяжёлые потери. После завершения осады этот важнейший укрепленный пункт, расположенный между Белградом и Веной, оставался столицей Канижского велаята ещё на протяжении 89 лет.
В конце XVI века между Османским государством и Священной Римской империей разгорелась война, вошедшая в историю как Тринадцатилетняя война в Венгрии (1593 — 1606). Поводом для начала боевых действий стала активность на хорватской границе бейлербея Боснии Телли Хасана-паши. Через шесть лет после начала конфликта противники, ослабленные затянувшимся противостоянием, начали мирные переговоры, которые завершились безрезультатно. В 1600 г. османские войска под командованием опытного военачальника Тирьяки Хасана-паши, получившего такое прозвище из-за своего пристрастия к кофе, неожиданно прорвали оборонительную линию австрийцев, овладев стратегически важной крепостью Канижа. Над Веной нависла угроза осады, и Габсбурги попытались отвоевать крепость.
Основательно подготовившись к решающему сражению, эрцгерцог Фердинанд II, будущий император Священной Римской империи, собрал многотысячную армию. Помимо австрийцев, венгров и баварцев, под его знамёна встали испанцы, саксонцы, молдаване, итальянцы, а также сербские и болгарские повстанцы. В конце лета 1601 г. объединённая армия христианских держав стала занимать позиции вокруг крепости, перерезав пути снабжения, а 9 сентября приступила к её осаде. У семитысячного турецкого гарнизона было лишь 100 пушек и ограниченный запас продовольствия и оружия, тогда как войско противника насчитывало от 50 до 100 тысяч солдат, поддерживаемых артиллерией (47 пушек крупного калибра). Понимая, что силы не равны, Хасан-паша прибег к военной хитрости: он приказал открывать ответный огонь только из винтовок, заманивая врага в ловушку. Полагая, что турки вооружены только винтовками, Фердинанд распорядился приступить к штурму крепости. Как только силы противника оказались на расстоянии артиллерийского выстрела, по ним был выпущен ураганный залп из всех 100 орудий. Неся тяжёлые потери, союзники перешли в яростное наступление, но в итоге были вынуждены отступить.
Между тем осада крепости продолжалась, и войска союзников несли большие потери. За два месяца императорская армия потеряла 18 тысяч человек — почти в два с половиной раза больше, чем общая численность османского гарнизона. Но и у осаждённых к концу октября силы были на исходе: ощущался острый недостаток в оружии и продовольствии. Тогда командир роты Ахмед-ага предложил оригинальную идею: из остатков селитры, древесного угля и серы было изготовлено метательное взрывчатое вещество — дымный порох. Это позволило гарнизону отражать атаки превосходящих сил противника ещё несколько недель.
Пытаясь психологически воздействовать на противника, опытный Хасан-паша создал видимость, что гарнизон крепости проводит ежедневные пиршества имеет достаточно оружия и продовольствия для выдерживания длительной осады. Кроме того, в карманах османских солдат, убитых за пределами крепости, были найдены донесения о том, что османская армия выступила из Белграда для помощи осаждённым. В таких условиях в середине ноября эрцгерцог Фердинанд приказал войскам временно прекратить атаки, чтобы подготовиться к зимовке под стенами крепости. С каждым днём положение осаждённых становилось всё тяжелее. Выбор у них был невелик: либо умереть от голода, либо сдаться. И в этот критический момент снова проявился полководческий талант Хасан-паши. Он принял единственно правильное решение, велев гарнизону готовиться к решающему бою за стенами крепости.
В ночь на 18 ноября 1601 г. защитники крепости неожиданно атаковали армию союзников. Фердинанд был застигнут врасплох. Решив, что к осаждённым поспело подкрепление, он отдал приказ своим измученным войскам начать отступление. Вскоре оно превратилось в бегство. Под стенами Канижи союзники бросили все 47 крупнокалиберных пушек, 14 тыс. винтовок, 60 тыс. палаток и 15 тыс. обозов с продовольствием.
После этой блестящей победы султан Мехмед III повысил Хасана-пашу, которому было уже за семьдесят лет, до четвертого визиря и даровал ему титул бейлербея. Тирьяки Хасан-паша считается одним из самых талантливых османских военачальников всех времен, не потерпевшим ни одного поражения. Но, безусловно, главными героями обороны Канижи были обычные османские солдаты и офицеры, явившие пример стойкости, терпения и мужества.