10 раджаба 1015 года от Хиджры (1 (11) ноября 1606) в деревне Житваторок был заключен двадцатилетний мирный договор, завершивший многолетнюю войну между Османской империей и Священной Римской империей. Договор закреплял за каждой из сторон территории, которые она удерживала на тот момент, вследствие чего турки приобрели две новые крепости — Эгера и Надьканижа. Ежегодная дань в размере 30 тысяч гульденов, которую Габсбурги платили османам до войны, была упразднена в обмен на разовую выплату 200 тысяч флоринов. Главным достижением австрийской дипломатии можно считать появление в тексте договора титула «император» Священной Римской империи. По мнению историков, это означало фактическое признание османским султаном эрцгерцога Австрии равным себе по статусу.

Последний поход султана Сулеймана Великолепного против австрийцев завершился уже после его смерти взятием венгерской крепости Сигетвар в 1566 году. Спустя два года борьба за трон между двумя его сыновьями вынудила султана Селима II согласиться на заключение мира с Габсбургами. Мирный договор, подписанный в Эдирне, впоследствии был продлен в 1574 и 1583 годах. Однако стычки в приграничных районах время от времени приводили к обострению взаимоотношений между двумя соперничавшими державами. В 1591 году только назначенный бейлербей Боснии Телли Хасан-паша совершил несколько опустошительных рейдов на территорию хорватского королевства и захватил несколько приграничных крепостей. Габсбурги, не желавшие возобновления войны с османами, попытались урегулировать конфликт дипломатическим путем, но в итоге на следующий год османская армия под командованием Телли Хасана-паши вторглась в Хорватию и захватила стратегически важную крепость Сень на побережье Адриатического моря. Но в битве при Сисаке в 1593 году османская армия, несмотря на численное превосходство, потерпела болезненное поражение от объединенного войска австрийцев и хорватов. На ратном поле остались лежать племянник султана и многие видные военачальники, в том числе Хасан-паша. В результате султан Мурад III объявил войну австрийцам, и великий визирь Коджа Синан-паша лично встал во главе армии.

Император Священной Римской империи Рудольф II вместе с римским папой Климентом VIII приложили все усилия для создания общеевропейской коалиции против Порты. Святой престол даже попытался возродить Священную лигу, которая запомнилась европейцам блестящей победой над османами при Лепанто в 1571 году. И хотя в этот раз европейские монархи не поддержали инициативы понтифика, австрийская армия была усилена добровольцами из разных уголков Западной Европы. Ватикан выделил большие средства для ведения войны против турок, обложив специальным налогом церковные доходы в Италии. Венеция также участвовала в финансировании военной кампании. Габсбурги, со своей стороны, реанимировали идеи польского короля Стефана Батория и вовлекли в антиосманскую коалицию Трансильванию, Молдавию и Валахию. Однако первые три года войны показали, что этих сил было недостаточно для победы над турками, и взоры европейской дипломатии в очередной раз обратились на Сефевидский Иран, интересы которого полностью совпадали с антитурецкой политикой христианских держав.

Сефевиды, жаждавшие гегемонии в регионе и стремившиеся выйти к Черному и Средиземному морям, усиленно готовились к войне с османами. Шах Аббас I Великий, унаследовавший от своего отца разоренное и ослабленное государство, сумел укрепить восточные границы, добился внутриполитической стабильности и осуществил успешную военную реформу. Его далеко идущим планам помогали кризис военно-ленной системы, приведший к разорению многих сипахов, крестьянские восстания в Анатолии и рост антиосманских настроений среди балканских народов, вылившийся в частности в Тырновское восстание 1598 года. Но главным залогом будущего успеха виделась затянувшаяся война между османами и Габсбургами, и поэтому иранский шах всячески убеждал германского императора Рудольфа II в необходимости продолжения этой войны.

В мае 1599 года в Австрию было отправлено посольство шаха во главе с Гусейнали-бек Баятом, который в октябре 1600 года был принят императором в Праге. С 1600 по 1610 г. сефевидские посольства несколько раз прибывали в Венецию для расширения военного сотрудничества и приобретения огнестрельного оружия. В 1602 году Рудольф II отправил в Иран ответное посольство во главе со Стефаном Какашом для продолжения переговоров с шахом. Дипломатическая миссия отбыла из Праги в Москву, оттуда в Астрахань и через Каспийское море — в Ленкарань. За два с лишним месяца пробывания в Ленкарани от болезней умерли многие дипломаты, в том числе Стефан Какаш. Перед смертью он оставил письменное поручение своему помощнику Георгу Тектандеру довести миссию до конца. Тот прибыл в расположение шаха в ноябре 1603 года, когда Сефевидам уже удалось выбить турок из Тебриза.

Не осталось в стороне от антитурецкой коалиции и Московское государство. Еще в 1587 году шах Мухаммад Худабенде обратился к царю Федору Иоанновичу с просьбой о помощи в борьбе против османов в обмен на передачу России городов Баку и Дербент. Шах также просил царя объединиться с заинтересованными европейскими монархами в антитурецкий союз и сообщить об этом в Персию. Московское правительство отреагировало на столь заманчивое предложение и даже взяло инициативу в свои руки. Отправленный в Персию в 1589 году дипломат Васильчиков убеждал шаха Аббаса в том, что тот сможет присоединиться к антитурецкой коалиции только с помощью московского государя и лично Бориса Годунова. Между тем в 1588 году Рудольфу II поступило послание из Москвы, в котором царь брал на себя обязательства заключить с шахом Ирана антитурецкий военно-политический союз, к которому могли присоединиться император и другие европейские государи. Впоследствии русский государь подкрепил свои намерения делами: когда в 1593 году Рейхстаг отказался выделять средства на содержание наемной армии без официального объявления войны и Рудольф II обратился к царю о выделении срочной помощи. В августе 1595 года русские послы доставили в Прагу "помощь" в виде мягкой рухляди, которую пражские купцы оценили в 400 тысяч рублей (800 тысяч немецких талеров). Этот поступок, имевший большой международный резонанс, произвел столь глубокое впечатление на императора, что до конца жизни тот считал русских своими верными союзниками.

Однако в самой Австрии, как и в соседних регионах империи, политика Рудольфа не пользовалась популярностью. Будучи ярым сторонником абсолютизма и фанатичным католиком, он ужесточил репрессии в Венгрии и дунайских княжествах. Император пытался лишить Венгерское королевство конституции, а протестантов — религиозных свобод. Особое недовольство вызвало разорение Трансильвании имперскими генералами Джиорджио Бастой и Джакомо Белджойозо в 1602 — 1604 годах. В результате в 1604 году страна была охвачена антигабсбургским восстанием под руководством Иштвана Бочкана. Ради сохранения независимости своей страны он вместе с венгерской знатью решил воспользоваться помощью турецкого султана. Вскоре к восстанию присоединились вся Трансильвания и северо-восточные районы Венгрии. Бочкаи, признавший себя вассалом и данником Порты, с помощью турецких войск одержал военные победы над австрийцами и 20 апреля 1605 года был провозглашен князем Трансильвании и королем Венгрии. Для спасения венгерских владений империи эрцгерцог Матиас в обход своего брата, императора Рудольфа II вступил в переговоры с Бочкаи, заключив 23 июня 1606 г. Венский мир. Этот договор гарантировал свободу вероисповедания венгерским протестантам, предусматривал замену ряда имперских советников представителями венгерской аристократии, признавал Иштвана полноправным правителем Трансильвании и восстанавливал независимость Трансильванского княжества.

Не лучше обстояли дела и в Османской империи. Когда в декабре 1603 года после смерти султана Мехмеда III на престол взошел его тринадцатилетний сын Ахмед I, Порта переживала тяжелый экономический кризис и с трудом продолжала военные действия одновременно на двух фронтах. Неспокойно было и внутри страны: восстание Календера-оглу охватило Анатолию от Бурсы до Самсуна. Юный возраст и дворцовые интриги не позволяли султану лично заниматься делами армии, и он сосредоточился на борьбе со взяточничеством в правительстве и на отстранении своей бабушки Сафийе Султан от государственных дел. Когда в мае 1606 года скончался великий визирь и командующий западным фронтом Лала Мехмед-паша сердаром Венгрии был назначен четвертый визирь и член султанского дивана Мурад-паша. В этом качестве ему было поручено приостановить военные действия и заключить мир с австрийцами.

Император Рудольф II не мог противиться мирным переговорам, поскольку прекращение войны с турками было одним из условий Венского мира 1606 года. В итоге изнурительная война между двумя империями была завершена подписанием Житваторокского мира, который оставался в силе более полувека. Однако ни Габсбурги, ни османы не сумели воспользоваться этим для укрепления своих государств изнутри: турки вели безуспешные войны против Ирана, а владения Габсбургов превратились в арену Тридцатилетней войны между католиками и протестантами и их союзниками.