10 шабана 12 года от Хиджры (20 (23) октября 633) в местечке Эль-Хусайд произошло сражение между отрядом мусульман во главе с аль-Каакой ибн Амром и персидской армией под командованием Зармихра и Рузбеха. Мусульмане с ходу атаковали превосходящие силы противника, и завязалась кровавая битва. Враг был окончательно деморализован, когда командиру мусульман удалось пробиться в ставку персов и отсечь голову Зармихру. Второй командующий Рузбех был убит Исмахом ибн Абдуллахом из племени тамим. Оставшиеся в живых персы бежали в Ханафис, а затем в крепость Мусайях, где присоединились к своим союзникам из числа арабов-христиан. По приказу Халида ибн аль-Валида мусульманские отряды с нескольких сторон напали на врага и снова разгромили его. Победа при Эль-Хусайде и последующий за ней успешный поход приграничные земли Византии позволили мусульманам окончательно закрепиться в Приевфратье.
Завоевание мусульманской армией под командованием Халида ибн аль-Валида города Хира в мае-июне 633 года было важнейшим этапом войны против Сасанидской империи. Тамошние арабы исповедовали христианство, но в то же время были главными союзниками персов к западу от Евфрата. О важности города свидетельствует уже тот факт, что в нем находилась резиденция наместника шахиншаха — марзбана Азадбеха. Однако тот, узнав о приближении мусульман, отвел свои войска за Евфрат, не пожелав рисковать собой и своим отрядом ради защиты арабов от арабов.
На начальном этапе войны Сасаниды не бросили против арабов основные силы своей армии. Возможно, персы не воспринимали всерьез угрозу со стороны арабов и расценивали их действия как очередной грабительский набег кочевников. С другой стороны, в самой империи продолжались неурядицы, вызванные ожесточённой борьбой за власть между парфянской знатью во главе с Фаррухом Хормиздом и сторонниками бывшего сасанидского министра Пируза Хосрова. Катализатором этих процессов стало убийство в 628 году шахиншаха Хосрова II Парвиза его сыном Кавадом, который спустя несколько месяцев был отравлен женой своего отца Ширин. В последующие несколько лет шахиншахи фактически управляли лишь отдельными провинциями, и целостность империи была восстановлена лишь после того, как в июне 632 года Пируз Хосров и Рустам Фаррухзад, сын и преемник Фарруха Хормизда, сумели договориться и выбрали шахиншахом малолетнего представителя Сасанидского дома — Йездигерда III.
В любом случае незащищенная Хира стала легкой добычей для мусульманской армии, которая была вдохновлена успехами в низовьях Евфрата. Несмотря на отчаянное сопротивление местных жителей, укрывшихся в замках и монастырях Хиры, город довольно быстро пал и согласился на выплату джизьи. Однако мусульманский командующий прекрасно понимал, что говорить об окончательном присоединении Среднего Приевфратья к землям мусульман еще рано. Его следующими целями стали крепость Анбар на левом берегу Евфрата и передовая застава Айн-эль-Тамр, расположенная к западу от Анбара. В одном из монастырей Айн-эль-Тамра мусульмане пленили сорок юношей, среди которых были Сирин, будущий отец выдающегося богослова Мухаммада ибн Сирина, и Нусейр, будущий отец полководца Мусы ибн Нусейра, и Ясар, будущий дед знаменитого историка Мухаммада ибн Исхака, первого биографа пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.
Между тем план захвата Ирака предусматривал вторжение с двух сторон: армия Халида ибн аль-Валида двигалась на север от устья Тигра и Евфрата, а отряд под командованием Ияда ибн Ганма продвигался с запада через земли арабов-кяльбитов, исповедовавших христианство. Встреча двух отрядов была намечена под Хирой. Но если Халиду с самого начала сопутствовал успех, и он в одиночку овладел Хирой, то второй отряд столкнулся с упорным сопротивлением кяльбитов, укрывшихся за стенами Думат-эль-Джандаля — важного торгового города на караванном пути, соединявшем Внутреннюю Аравию с Ираком и Сирией. Мусульмане не могли двигаться дальше, оставив у себя в тылу враждебное племя, и халиф Абу Бакр приказал Халиду прийти на помощь отряду Ияда ибн Ганма. Наместником в Хире был назначен аль-Ка‘ка ибн Амр, а командование войсками в Приевфратье было возложено на аль-Мусанну ибн Харису.
Когда жители Думат-эль-Джандаля услышали о прибытии подкрепления из Ирака, между их предводителями Укейдиром ибн Абд аль-Маликом аль-Кинди и аль-Джудейем ибн Рабиа аль-Гассани начались разногласия. Укейдир, который принял ислам при жизни посланника, мир ему и благословение Аллаха, был напуган появлением Халида и настаивал на перемирии с мусульманами, но в итоге был вынужден бежать в Ирак, где был настигнут мусульманами и убит. Джудей, настаивавший на продолжении войны, поначалу избрал выжидательную тактику, но, не дождавшись атаки со стороны мусульман, решил атаковать оба отряда одновременно. Отряд Ияда, расположившийся к югу от крепости, легко сдержал натиск противника, но основной удар христиане рассчитывали нанести по позициям Халида, который приказал своим воинам перекрыть дороги, ведущие в Ирак и Иорданию. Отряд Джудейя с ходу атаковал мусульман, но, по словам историков, был наголову разбит в течение считанных минут. Часть бежавших христиан успела укрыться крепости, но многие другие оказались перед запертыми воротами и взяты в плен мусульманами. Через несколько дней ворота крепости были разбиты, и мусульмане овладели городом.
Между тем арабы из бану таглиб уже готовились к очередной войне против мусульман, обратившись за помощью к персам. Для соединения с ними из окрестностей нынешнего Багдада в направлении Эль-Хусайда и Ханафиса выступила армия под командованием полководцев Зармихра и Рузбеха. Мусульманский гарнизон в Анбаре обратился за помощью к наместнику Хиры аль-Кааке ибн Амру, и тот поспешил отправить к ним подкрепление. В это самое время подоспел Халид ибн аль-Валид с небольшим отрядом из Думат-эль-Джандаля, и было решено собрать войска у крепости Айн-эль-Тамр. Оттуда Халид отправил отряд аль-Кааки ибн Амра в Эль-Хусайд, а отряд Урвы ибн аль-Джаада аль-Барики — в Ханафис. Наместником Хиры вместо аль-Кааки остался Ияд ибн Ганм.
Узнав о приближении аль-Ка‘ки, Рузбех обратился за помощью к Зармихру, и тот прибыл с подкреплением, в которое вошли христианские племена таглиб и рабиа. На рассвете 10 шабана отряд аль-Ка‘ки ибн Амра с ходу атаковал врага. В ходе ожесточённого сражения персы потеряли убитыми больше половины объединенного войска, в том числе обоих командующих, и бросили на поле боя многочисленные трофеи. Оставшаяся часть сасанидской армии бежала к Ханафису, где расположились резервные отряды под командованием Махбузана. Узнав о поражении, шахский полководец без боя отступил в крепость Мусайях и соединился с войском арабов-христиан под предводительством Хузайла ибн Имрана. Там мусульмане снова одержали победу, использовав элемент внезапности: они напали на противника с трёх сторон глубокой ночью. Хузайл с немногими соплеменниками бежал, едва избежав гибели.
В течение большей части 633 года в северных областях Аравии, граничащих с Византией и Персией, шли боевые действия, в которых еще раз раскрылся полководческий талант "меча Аллаха" Халида ибн аль-Валида. Одержав блестящие победы над арабами-христианами, состоявшими в вассальных или союзнических отношениях с Сасанидским Ираном, выдающийся военачальник обезопасил тыл мусульман и подготовил плацдарм для нанесения окончательного удара по некогда могущественной империи.