22 джумада аль-ахира 13 года от Хиджры (23 (26) августа 634) мусульманскую общину возглавил ближайший сподвижник и тесть пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, один из десяти обрадованных при жизни вестью о Рае и второй праведный халиф Абу Хафса Умар ибн аль-Хаттаб ибн Нуфайль ибн Абд аль-Узза ибн Кусай по прозвищу аль-Фарук (Различающий между истиной и ложью). Он наследовал Халифат по завещанию Правдивейшего Абу Бакра, который скончался накануне вечером 21 джумада аль-ахира. Десятилетнее правление Умара ибн аль-Хаттаба ознаменовалось победоносным шествием Ислама за пределами Аравии и превращением его в мировую религию. В ноябре 644 года жизнь халифа трагически оборвалась в результате заговора зороастрийцев: во время рассветного намаза персидский раб Фируз по прозвищу Абу Лулу нанёс Умару шесть ножевых ран, от которых он скончался через три дня. Халиф был похоронен рядом с самыми близкими ему при жизни людьми: пророком Мухаммадом, мир ему и благословение Аллаха, и Абу Бакром. Что касается убийцы Умара, то шииты превратили его в героя, возведя мавзолей на месте предполагаемой могилы Фируза в иранском городе Кашан.
В то время, когда исламская армия двигалась к Дамаску и одерживала решающие победы на полях сражений, халиф Абу Бакр серьёзно заболел. С середины месяца джумада аль-ахира 13 года от Хиджры его состояние здоровья стало резко ухудшаться. Осознав, что смерть близка, Абу Бакр собрал людей и обратился к ним с речью: «Постигло меня то, что вы видите, и я думаю, что скоро умру. Аллах освободил вас от присяги, которую вы принесли мне, и теперь вы вновь вольны распоряжаться собой. Изберите своим правителем, кого пожелаете, и будет лучше, если это случится, пока я жив, чтобы вы не впали в разногласия после меня».
Абу Бакр говорил с ближайшими сподвижниками о необходимости избрать нового халифа, но никто не желал занимать этот пост. Каждый предлагал кандидатуры других, считая их более достойными и лучше приспособленными к несению такой ответственности. Закончилось тем, что они сказали: «О преемник Посланника Аллаха! Мы поступим согласно твоему мнению». Абу Бакр ответил: «Дайте мне немного времени, чтобы я выбрал человека, подходящего для религии Аллаха и Его рабов».
Абу Бакр остановил свой выбор на Умаре ибн аль-Хаттабе и решил обсудить его кандидатуру с другими сподвижниками. Он посоветовался с Абдуррахманом ибн Ауфом, Усманом ибн Аффаном, Али ибн Абу Талибом, Усейдом ибн Худейром, Саидом ибн Зейдом и другими авторитетными мусульманами, которые находились рядом с ним, и все они дали Умару самые лестные характеристики. Единственным, кого беспокоила строгость Умара, был Тальха ибн Убейдуллах. Он высказал свои опасения халифу, однако тот ответил: «Сейчас он такой, потому что видит мою мягкость. Если я сделаю его своим преемником, он перестанет быть таким».
После совещания с самыми уважаемыми членами мусульманской общины Абу Бакр написал послание, которое было зачитано во всех городах. Текст послания гласил: «Именем Аллаха, Всемилостивого, Милующего! Это последнее завещание Абу Бакра ибн Абу Кухафы перед его разлукой с этим миром и переходом в мир вечный, пребывающего в положении, когда неверующий становится верующим, нечестивый обретает убеждённость, а лжец начинает говорить правду. Я назначаю вашим правителем Умара ибн аль-Хаттаба. Слушатесь его и повинуйтесь ему! Я думаю, что он будет справедлив — таково моё мнение о нём. Если же он изменится, то каждому достанется то, что приобрел. Я желаю вам только добра, но не ведаю сокровенного. “А те, которые поступают несправедливо, скоро узнают, куда они вернутся” (сура 26 «Поэты», аят 227). Мир вам, милость и благословение Аллаха». Потом он скрепил послание своей печатью.
Узнав о том, что выбор халифа пал на него, Умар ибн аль-Хаттаб сначала отказался. Однако Абу Бакр был непреклонен, и Умару пришлось согласиться. Абу Бакр ас-Сыддик пожелал подтвердить своё решение прилюдно, чтобы у народа не осталось никаких сомнений. Он сообщил собравшимся о своем решении и спросил: «Довольны ли вы тем, кому я поручил править вами?» В ответ люди сказали: «Мы довольны, о преемник посланника Аллаха!» Потом встал на ноги Али ибн Абу Талиб и сказал: «Мы не будем довольны никем, кроме Умара».
После этого халиф вознес руки к небу со словами: «Аллахумма, я поступил так только ради их блага и боялся появления смуты. Я руководствовался тем, что знал о них, и опирался на свое мнение. Я поручил править ими лучшему и самому достойному среди них, который больше других старается следовать тому, что повелевает им. Пришло ко мне от Тебя то, что пришло, даруй же им достойную замену. Поистине, они — Твои рабы! Сделай их правителя благочестивым и сделай его одним из праведных халифов, следующих путем пророка милости и праведников после него, и сделай благочестивыми его подданных». Потом он подозвал Умара и начал увещевать его.
Абу Бакр поручил Усману ибн Аффану зачитать людям послание, и жители Медины согласились с решением халифа. Некоторые из них принесли присягу верности Умару до того, как скончался Абу Бакр ас-Сыддик. До нас не дошло ни одного сообщения о том, что между мусульманами возникали какие-то разногласия относительно кандидатуры Умара. Вечером 21 джумада аль-ахира 13 года от Хиджры Правдивейший Абу Бакр умер. Сразу после похорон Умар ибн аль-Хаттаб приступил к исполнению обязанностей халифа. Его первым приказом было смещение Халида ибн аль-Валида с должности главнокомандующего мусульманской армии в Шаме и назначение вместо него Абу Убейды ибн аль-Джарраха, да будет доволен ими Аллах.