В ночь на 1 раджаба 2 года от Хиджры (28 (31) декабря 623) во время похода в Нахлю произошёл инцидент, послуживший причиной ниспослания коранического аята о сражении в заповедные месяцы. Отряд мухаджиров из 12 человек на шести верблюдах под руководством Абдуллаха ибн Джахша получил задание собрать сведения о караване курейшитов в долине Нахля, расположенной в 350 км к югу от Медины. Обнаружив караван противника, мусульмане, посовещавшись, приняли решение захватить его. В результате один из вождей язычников был убит, а двое других взяты в плен и вместе с караваном доставлены в Медину. Когда выяснилось, что нападение произошло в первую ночь раджаба, курейшиты развернули пропагандистскую кампанию против мусульман, обвинив их в ведении военных действий в запретные месяцы. Сподвижники сильно переживали из-за нарушения святости заповедного месяца и упрекали Абдуллаха ибн Джахша и его товарищей. Напряжение среди мусульман сохранялось до тех пор, пока по этому поводу не были ниспосланы аяты, оправдавшие их решительные действия.
После того как Всевышний Аллах позволил Своему пророку, мир ему и благословение Аллаха, вести боевые действия против язычников, не прекращавших враждовать с ним, мусульмане стали организовывать разведывательные дозоры, которые объезжали территории вокруг Медины. Первые экспедиции, в которых принял участие сам пророк, мир ему и благословение Аллаха, не принесли военной добычи, но показали эффективность избранной тактики. После этого пророк, мир ему и благословение Аллаха, решил отправить отряд под командованием своего двоюродного брата Абдуллаха ибн Джахша аль-Асади вглубь вражеской территории. Сподвижники впервые отправлялись в такую опасную экспедицию, поэтому командир отряда получил приказ вскрыть пакет с инструкциями только через два дня после выхода из Медины и не удерживать в отряде тех, кто откажется идти дальше.
По прошествии двух дней Абдуллах ибн Джахш вскрыл письмо, в котором было написано: «Когда прочтёшь это письмо, продолжай свой путь, пока не доберешься до Нахли между Меккой и Таифом. Там наблюдай за передвижением каравана курейшитов и собери для нас сведения о них». Прочтя послание, Абдуллах ибн Джахш сказал: «Слушаюсь и повинуюсь», — после чего обратился к своим товарищам: «Посланник, мир ему и благословение Аллаха, приказал мне дойти до Нахли, проследить за передвижением каравана курейшитов, а потом вернуться к нему со сведениями о них. Он запретил мне принуждать вас идти со мной. Кто из вас хочет достичь степени мученика, пусть отправляется со мной, а кто не хочет, пусть возвращается обратно. Я же пойду дальше и выполню приказ посланника, мир ему и благословение Аллаха».
Никто из спутников Абдуллаха ибн Джахша не отказался от выполнения опасного задания, и отряд направился в долину Нахля. Когда мухаджиры находились в местечке Бахран, Саад ибн Абу Ваккас и Утба ибн Газван потеряли верблюда, на котором они поочередно ехали. Они остались, чтобы найти пропавшего верблюда, а остальной отряд двинулся дальше, пока не достиг Нахли. Наконец, мухаджиры заметили караван верблюдов, нагруженный изюмом и другими товарами, принадлежавшими мекканцам. Караван возглавлял Амр ибн аль-Хадрами, а рядом с ним находились другие знатные курейшиты: Усман ибн Абдуллах ибн аль-Мугира (двоюродный брат Абу Джахля), его брат Науфаль, аль-Хакам ибн Кейсан (вольноотпущенник отца Абу Джахля — Хишама ибн аль-Мугиры). Увидев отряд мухаджиров, они испугались, но заметив, что голова Уккаши ибн Михсана обрита, они успокоились, приняв его за паломника.
Мусульмане колебались и не знали, как поступить с язычниками. Откладывать нападение на караван на следующий день было нельзя, так как наступал запретный месяц раджаб, когда арабы совершали паломничество и воздерживались даже от кровной мести. В итоге они решили напасть на караван. Во время стычки Вакид ибн Абдуллах ат-Тамими выпустил стрелу в вожатого каравана Амра ибн аль-Хадрами и убил его. Усман ибн Абдуллах и аль-Хакам ибн Кейсан были захвачены в плен. Науфалю ибн Абдуллаху удалось спастись бегством. После этого Абдуллах ибн Джахш и его товарищи вместе с караваном и двумя пленными вернулись в Медину к посланнику, мир ему и благословение Аллаха.
Узнав подробности случившегося, пророк, мир ему и благословение Аллаха, разгневался и отказался принять трофеи. Он сказал: «Я не приказывал вам убивать во время запретного месяца». Упреки в адрес участников экспедиции увеличились после того, как курейшиты обвинили пророка, мир ему и благословение Аллаха, в нарушении святости запретного месяца. Сильнее всех этому обрадовались иудеи, предвкушавшие войну между мусульманами Медины и язычниками Мекки. Люди обсуждали произошедший инцидент и не переставали расспрашивать о нем посланника, мир ему и благословение Аллаха, пока по этому поводу не был ниспослан аят: «Они спрашивают тебя о сражении в запретный месяц. Скажи: «Сражаться в этот месяц — великое преступление, но сбивать других с пути Аллаха, не веровать в Него, не пускать в Заповедную мечеть и выгонять оттуда её жителей — ещё большее преступление перед Аллахом. Искушение хуже, чем убийство. Они не перестанут сражаться с вами, пока не отвратят вас от вашей религии, если только смогут. А если кто из вас отступит от своей религии и умрёт неверующим, то его деяния окажутся тщетными как в этом мире, так и в последней жизни. Они — обитатели огня и останутся там навечно» (сура 2 «Корова», аят 217)
.
После ниспослания этого аята пророк, мир ему и благословение Аллаха, принял караван и двух пленников. Это были первые пленники в руках мусульман и первые трофеи, добытые ими в походе. Курейшиты предложили выкуп за Усмана ибн Абдуллаха и аль-Хакама ибн Кейсана, но пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Мы не отдадим их вам за выкуп, пока не вернутся в целости и сохранности два наших товарища». Он имел в виду Саада ибн Абу Ваккаса и Утбу ибн Газвана. Когда же те благополучно вернулись, курейшитам было позволено выкупить своих пленников. Их судьба сложилась по-разному. Аль-Хакам ибн Кейсан принял ислам и стал хорошим мусульманином. Он находился рядом с пророком, мир ему и благословение Аллаха, пока не погиб в бою при колодце Мауна. А Усман ибн Абдуллах вернулся в Мекку и скончался в ней, оставшись неверующим.
Между историками существуют разногласия относительно того, когда именно произошёл вышеупомянутый инцидент. Одни историки считают, что это случилось в последний день раджаба 2 года от Хиджры (27 (30) января 624). Ас-Судди полагал, что нападение на караван произошло в первую ночь месяца раджаб. По мнению Ибн Кясира, в тот год месяц джумада аль-ахира был неполным и отряд мухаджиров, возможно, не увидел новую луну. Согласно астрономическим расчетам, во втором году от Хиджры месяц джумада аль-ахира действительно составил 29 дней, что позволяет предположить, что мухаджиры не были уверены в наступлении запретного месяца, когда атаковали караван курейшитов. А Аллах знает лучше!