2 шабана 387 года от Хиджры (9 (14) августа 997) хаджиб Кордовского халифата Мухаммад ибн Абдуллах ибн Абу Амир аль-Мансур овладел городом Сантьяго-де-Компостела, где по церковному преданию находился ковчег с останками апостола Иакова. Христиане считали Иакова покровителем Реконкисты и верили, что он является воинам Христа во время сражений с мусульманами. Кафедральный собор, в котором хранились его мощи, был одним из крупнейших центров паломничества, и его разорение ввергло католическую Европу в полное смятение. Король Леона Бермудо II, спровоцировавший поход своим отказом выплачивать дань Кордовскому халифату, был вынужден просить мира у аль-Мансура.

В начале 997 года король Леона Бермудо II, внебрачный сын короля Ордоньо III, в очередной раз отказался от выплаты дани Кордовскому халифату. Поводом для этого стали мятеж военачальника Зири ибн Атийи в Северной Африке и заговор против хаджиба аль-Мансура, во главе которого стояла мать халифа Хишама ибн Хакама — Субх, властная женщина, которая в первые годы правления Хишама фактически правила государством наряду с хаджибом, а позднее была полностью отстранена от государственных дел. Проявив чудеса политической ловкости и добившись аудиенции у халифа, аль-Мансур сумел убедить его в своей верности и заручиться его доверием. Сразу после этого хаджиб во главе большого войска выступил в поход на Галисию, где воспитывался король Леона и откуда родом была его мать. Мусульмане никогда прежде не вторгались в эту область Испании, но в этот раз целью экспедиции была третья католическая святыня (после Иерусалима и Рима) и крупнейший центр паломничества — город Сантьяго-де-Компостела, где по церковному преданию в 814 г. отшельником Пелайо были обретены мощи святого Иакова.

Выдающийся ученый и политический деятель Гранадского эмирата Лисан ад-Дин Ибн аль-Хатыб в книге «Деяния великих мужей» пишет: "До сих пор ни один из царей ислама не осмеливался покуситься на эту святыню из-за трудности пути и неприступности города, но аль-Мансур выступил в поход против Сантьяго летом триста восемьдесят седьмого года, и было это сорок восьмым его походом. Он двинулся со своими войсками по суше и послал по морю множество кораблей, так что мусульмане двигались и по суше, и по морю в одном направлении. Флот опередил отряды аль-Мансура, войдя в устье реки Дуэро, что находится в Португалии, а Ибн Абу Амир [аль-Мансур], дойдя до этого места, построил мост для перехода и затем, пройдя дальний путь, пересек множество больших рек и укрепил железом горные тропы на высоких горах, так что дошел до крайней западной стороны, где берега омываются великим морем".

Таким образом, пехота была переброшена морем из Сетубала в Опорто (Порту), а кавалерия совершила бросок по суше. Соединившись в Опорто, армия Халифата двинулась в сторону Сантьяго-де-Компостелы в сопровождении португальских графов, враждовавших с королем Леона. Не встречая никакого сопротивления, войска аль-Мансура разрушили несколько населенных пунктов на своем пути, в том числе города Визеу, Брагу и Виго, и вскоре подступили к Сантьяго-де-Компостеле.

Описывая дальнейшие события, Ибн аль-Хатыб пишет: "Жители города разбежались, так что город оказался пустым, и мусульманам досталась богатая добыча. Аль-Мансур приказал разрушить город, так чтобы от него не осталось и следа, а ведь его строения были одним из дивных чудес Аллаха по прочности и красоте. А когда мусульмане оставили город, он был подобен давно необитаемым развалинам. Аль-Мансур пощадил лишь гробницу, приказав не причинять ей вреда. Когда мусульмане пришли в церковь, в которой находилась гробница, они увидели там всего одного монаха, который сидел на ней. Аль-Мансур спросил его, что он делает, и монах ответил: «Я беседую с Яго», — то есть с Иаковом, и аль-Мансур приказал оставить этого монаха и не обижать его". Эти сведения подтверждает и историк Ибн Изари в своем труде «Байан аль-мугриб».

Оставив старика-священника Сан Педро де Месонсо около гробницы апостола, аль-Мансур приказал снести собор, а двери и колокола перенести до Кордовы на плечах пленных христиан. Впоследствии из колоколов храма были отлиты светильники для соборной мечети Кордовы. Король Леона не предпринял никаких мер для того, чтобы помешать аль-Мансуру разрушить одну из святынь, и был вынужден просить мира у мусульманского правителя. Последние годы своей жизни он посвятил восстановлению Сантьяго-де-Компостелы и разоренных областей Галисии.

Что же касается хаджиба аль-Мансура, то после вторжения в несколько других областей королевства Леон он триумфально вернулся в Кордову. Выдающийся полководец, при котором Кордовский халифат достиг вершины своего могущества, совершил 57 походов против христианских государств. Доблесть и справедливость аль-Мансура обеспечили ему любовь народа и уважение врагов. Под именем Альмансор он вошел в европейский эпос, в его честь были названы самая высокая точка Центральной Кордильеры (пик Альмансор), одна из крупнейших рек — Рио-де-Альмансор и ряд населённых пунктов на Пиренейском полуострове. По случаю 1000-летия со дня смерти аль-Мансура в Испании состоялось несколько историко-культурных фестивалей, а в ряде городов ему были установлены бюсты и памятники.