24 шабана 390 года от Хиджры (29 июля (4 августа) 1000) близ кастильского города Эспиноса-де-Сервера произошла битва между армией Кордовского халифата под командованием хаджиба аль-Мансура и объединёнными силами короля Наварры Гарсии II Санчеса, графа Кастилии Санчо Гарсии и графа Сальдании Гарсии Гомеса. Долгое время исход битвы был неясен, но в итоге христиане дрогнули и потерпели сокрушительное поражение. Среди огромного числа погибших был и король Наварры. По словам андалузского историка Ибн аль-Хатыба, битва при Сервере была «самым жестоким сражением и самым трудным испытанием, которые пришлось пережить аль-Мансуру». Согласно безымянной хронике «Зикр биляд аль-Андалус», это был пятьдесят второй успешный поход выдающегося полководца и государственного деятеля.

После разрушения Сантьяго-де-Компостелы в 997 году король Леона Бермудо II в очередной раз признал себя вассалом Кордовского халифата. В таких же отношениях с мусульманами состояли граф Кастилии Санчо Гарсия, которого аль-Мансур в своё время поддержал в борьбе против его отца, графа Кастилии Гарсии Фернандеса, и король Наварры Гарсия II Санчес. Однако в королевствах на севере Испании традиционно были сильны антимусульманские настроения, и поэтому христианские правители при первой же возможности нарушали свои клятвы и объединялись в союзы против Халифата. Так произошло и в 997 году, когда король Наварры вероломно напал на мусульманский город Калатаюд. Гарсия Санчес захватил город и убил местного правителя, брата влиятельного хаджиба аль-Мансура. В ответ разгневанный хаджиб приказал казнить 50 знатных наваррских заложников, содержавшихся в Кордове, и предполагал казнить ещё множество христиан, и лишь ходатайство за них сына аль-Мансура Абд ар-Рахмана Санчуэло, племянника по матери короля Гарсии II Санчеса, остановило жестокую расправу.

В 999 году скончался король Леона Бермудо II. Регентами при трехлетнем короле Альфонсо V стали его мать Эльвира Гарсия, сестра графа Санчо, и граф Португалии Менендо II Гонсалес. Граф Кастилии, как ближайший родственник Альфонсо V, также предъявил свои права на опеку над малолетним королём Леона, но леонская знать, недовольная отделением Кастилии от Леона, отвергла требования Санчо Гарсии. Однако это не помешало тому принять участие в церемонии коронации Альфонсо V и влиять на политику королевства через свою сестру Эльвиру. Вскоре при дворе короля Альфонсо V верх взяла та часть леонской знати, которая выступала за возобновление войны с маврами, и поэтому в 1000 году хаджиб аль-Мансур возглавил карательную экспедицию в Кастилию. Навстречу ему выступило объединённое войско короля Наварры, графа Кастилии и графа Сальдании Гарсии Гомеса, что стало большой неожиданностью для мусульман.

Дело в том, что после заключения мира с королем Леона в 997 г. хаджиб Кордовы издал указ об освобождении людей от обязательного участия в походах. Вследствие этого, как пишет андалузский историк Лисан ад-Дин Ибн аль-Хатыб, "жители Андалусии, убаюканные долгим перемирием с христианами, смягчились нравом, забыв о воинской доблести". Поэтому в очередной экспедиции аль-Мансура принимали участие только регулярные войска, и когда аль-Мансуру доложили о нахождении к северу от Клунии хорошо вооруженного христианского войска, он срочно созвал военный совет. И пока эмиры совещались о тактике сражения с противником, занявшим господствующую высоту, христианская армия с ходу атаковала лагерь мусульман.

Христианские источники скупо повествуют об этом сражении, и самые полные сведения мы находим в сочинении "Деяния великих мужей" Ибн аль-Хатиба. Правый и левый фланги армии аль-Мансура подверглись атаке одновременно. "Сражение завязалось со всех сторон, всюду разгораясь с одинаковой силой. Враги Аллаха собрали всех своих конников и, ударив сразу на левом и на правом крыле, прорвали боевой порядок мусульман, но те вскоре опомнились, поняв, что им угрожает гибель, и проявили стойкость, и доблестно сражались. Жернов войны вертелся, перемалывая человеческие жизни, и стычки становились все горячей, а положение мусульман все тяжелее". Вскоре арьергард утратил боевой дух и дрогнул. Многие воины, чьи сердца наполнились страхом, побежали, но христиане нападали со всех сторон, не давая им спастись.

Андалузский историк Ибн Хайян аль-Куртуби весьма красочно описал те события со слов своего отца Халяфа ибн Хусейна, который был секретарём аль-Мансура и сопровождал его в походах: "Когда в тот день битва разгорелась и ужасы её усилились, аль-Мансур со своими приближенными поднялся на холм и, сидя на коне, стал смотреть на поле боя, посылая подкрепление тем, кто нуждался в нем, из войск, находящихся поблизости. Потом правое крыло дрогнуло, ряды его сломились, замешательство увеличилось, так что многие военачальники и приближенные аль-Мансура стали покидать его, не дожидаясь приказа и действуя по своему усмотрению. Все уже были готовы умереть или бежать, так что один из катибов аль-Мансура, Абд аль-Малик ибн Идрис аль-Джазири, сказал Сайду ибн Юсуфу: «Давай попрощаемся, мученик!» — ибо он был уверен, что через короткое время ему суждено погибнуть. Это его изречение люди передавали друг другу после битвы".

Халяфа ибн Хусейн рассказывал: "Посмотрев на тех, кто ещё оставался с ним, аль-Мансур сказал мне: «Я хочу, чтобы ты перечислил людей из моей свиты, которые ещё не покинули меня». Я стал перечислять имена, и их оказалось всего около двадцати. Тогда аль-Мансур, подняв руки к небесам, промолвил: «О Аллах, они покинули меня, но Ты помоги им! О Господи, они оставили меня одного, но Ты не оставь их!» Потом он подозвал к себе своего сына Абд аль-Малика, который стоял неподалёку от него, глядя на поле боя, так как он не получил позволения от отца принять участие в битве. Велев сыну подойти поближе, аль-Мансур стал прощаться с ним, целуя его лицо и громко рыдая, и приказал отправиться на правое крыло, приготовившись к тому, что скоро потеряет сына. Затем он послал за своим другим сыном, Абд ар-Рахманом, отправив его на левое крыло войска".

Несмотря на страх и растерянность, мудрый военачальник не повернул спины к врагу и не стал спасаться бегством. Как пишет Ибн аль-Хатыб, "он только потирал непрестанно руки, как человек, что хочет окрасить ладони хной, ломал пальцы и взывал к Аллаху с мольбами, вздыхая и стеная, словно умирающий. <…> Когда положение ухудшилось и он был вне себя от волнения, он сошел с коня и сел в паланкин, чтобы его не видели окружающие и не потеряли надежды. При этом он весь дрожал и едва держался на ногах. Рядом с ним стояло несколько запасных лошадей, и аль-Мансур сказал мне: «Не отпускай этих коней, отдай их лучше моим воинам, ведь они имеют на них больше прав, чем наши враги». Он не переставал молить о помощи Аллаха, давая разные обеты, а битва все разгоралась и положение становилось все тяжелее".

В критический момент битвы Аллах ответил на мольбу Своего раба, который полностью положился на Него и отдал всё самое дорогое ради достижения победы мусульман. Халаф ибн Хусайн рассказывал: "Несмотря на волнение и дрожь аль-Мансуру пришло в голову решение, которое и было причиной победы мусульман. А дело было так. Он приказал перенести свою ставку с низменного места, откуда неприятель не дал ему выбраться, напав на него прежде, чем он смог подготовиться к нападению, на возвышенность, с которой он наблюдал за полем боя. Он крикнул, чтобы люди как можно быстрее перенесли туда все добро и снаряжение, предостерегая от малейшей задержки. Он позвал также всех своих слуг и приказал им установить на вершине холма его шатер, обещая тому, кто будет скор в работе, большую награду. И люди бросились выполнять его приказ и притащили шатер на плечах, не разбирая его, так что он во мгновение ока был установлен на самой вершине. И когда враги увидели этот шатер, они испугались и растерялись, подумав, что к мусульманам пришли свежие силы. Они дрогнули и отступили, и за этим последовало их полное поражение и разгром".

Вид большого шатра аль-Мансура вдохновил мусульман и деморализовал христиан. Исламские воины перешли в контрнаступление и обратили врага в бегство. Аль-Мансур преследовал отступавших христиан около 15 километров, многие христианские воины были пленены, а другие погибли. По словам Ибн аль-Хатыба, самым доблестным из воинов аль-Мансура в тот день был его сын Абд аль-Малик. "В этом все единодушны и признают его заслуги по совести, без всяких преувеличений. Говорят также о доблести других воинов — андалусцев, и жителей магрибинской стороны, и берберских рыцарей. Особенно отличился один из царей и полководцев Бану Даммар, который в одной из схваток убил некоего комеса, сына Гомеса, и принёс аль-Мансуру его голову, после чего враги обратились в бегство. Не ударил лицом в грязь и Абд ар-Рахман, другой сын аль-Мансура, проявивший стойкость и решительность в натиске. И было это великое сражение, которое трудно описать как подобает".

Весть о победе вызвала в Кордовском халифате народное ликование. Однако, как и подобает великому полководцу, аль-Мансур остался равнодушен к своим успехам. Более того, вернувшись в Кордову, он приказал своему катибу Абд аль-Малику ибн Идрису составить послание, которое военачальники должны были прочитать всем воинам. В частности, в нем было сказано: "Вы часто говорите, преходя пределы разумного, о том, что не умеете осаждать города и захватывать крепости, а жаждете встретиться в поле с доблестными воинами. Когда же явился Санчо, он сразился с вами так, как вы хотели. И тогда оказалось, что вы забыли то, что знали, и отвыкли от того, что было для вас привычным, вы бежали от него так, как убегают газели от выскочившего из чащи льва, вы пытались скрыться, как скрывается от охотников cтадо пугливых оленей! И если бы не те мужи, что стерли с вас позор и избавили вас от стыда коленопреклонения, я бы отрёкся от вас всех и советовал бы мусульманам взять вместо вас других защитников и заступников, расторгнув с вами союз, и сурово покарал бы всех без исключения. Но мне была дарована от Аллаха скорая победа, ведь Он всегда дарует победу тому, кому пожелает".

Ибн аль-Хатыб пишет: "Потом аль-Мансур продолжал свои походы против Санчо, царя христиан, принимая в них участие сам или посылая вместо себя своих сыновей и приближенных. Наконец, Санчо запросил мира и выразил желание посетить аль-Мансура. Хаджиб дал на то своё разрешение, обрадовавшись просьбе Санчо так, как ничему прежде. Он начал готовиться к приему Санчо, собирая отовсюду своих сторонников, друзей и верных людей. Санчо прибыл в Кордову третьего дня месяца раджаба триста девяносто второго года от Хиджры (18 (24) мая 1002) Аль-Мансур выстроил на пути Санчо конных воинов и добровольцев, чтобы они встречали его в столице и во дворце Мадины аз-Захры. Это был один из самых знаменательных дней для мусульман, когда неверные исполнились страха, видя обилие и силу своих противников, их грозное оружие, красивые и роскошные одежды. Мусульман собралось в Кордове и её окрестностях такое множество, что казалось, земля еле может вместить их, время — собрать, а казна — одеть и прокормить".