8 мухаррама 392 года от Хиджры (27 ноября (3 декабря) 1001) под Пешаваром состоялось решающее сражение между армией газнийского султана Махмуда ибн Себук-Тегина и индуистского правителя Гандхары — Джайпала. Это был первый из семнадцати военных походов выдающегося тюркского падишаха в Северную Индию. В период его 32-летнего правления Газни превратился в крупный торговый и религиозный центр, привлекавший талантливых архитекторов, ремесленников и учёных. При дворе султана жили и творили математик и астроном Абу Райхан Бируни, поэт Абу ал-Касим Фирдоуси, историки Абу Наср ал-‘Утби и Абу ал-Фадл ал-Байхаки. Однако изнурительные походы, особенно в последние годы его царствования, привели к обнищанию народа и недовольству в армии, и после смерти Махмуда его государство начало клониться к упадку.

Первое столкновение газнийских правителей с раджой Гандхары (северо-западный Пенджаб) произошло при эмире Себук-Тегине. Оставаясь вассалом саманидского правителя, Себук-Тегин пытался расширить своё влияние в северных районах Белуджистана и на востоке Пенджаба. После завоевания Кусдара (совр. Хуздар) тюркские отряды начали вторгаться в Гандхару, захватывая крепости на стратегических высотах и города, в которые прежде не ступала нога мусульман.

Раджа Джайпал из индуистской династии Шахи, чья власть распространялась от Кабула до Сирхинда и Мултана, собрал огромную армию и двинулся на Газни. Несмотря на численное превосходство, индусы не смогли сдержать стремительные атаки газнийцев, и Джайпал отправил послов для заключения мира. Эмир Себук-Тегин был готов признать индийского князя своим вассалом, но его сын Махмуд настаивал на продолжении битвы. Тогда Джайпал снова отправил послов со следующим посланием: «Вы видели решимость индусов и их безразличие к смерти, когда с ними случается несчастье, подобное тому, что произошло сейчас. Если вы не согласитесь на мир в надежде завладеть добычей, слонами и пленными, то у нас не останется другого выбора, кроме как уничтожить наше имущество, выколоть глаза нашим слонам, бросить наших детей в огонь и броситься друг на друга с мечами и копьями, чтобы вам не досталось ничего, кроме камней и праха, мёртвых тел и разбросанных костей».

Согласно «Тарих Йамини», после этого газнийцы согласились на мир, обязав индуистского правителя выплатить дань в размере 1 миллиона дирхемов королевской чеканки и 50 слонов и передать мусульманам ряд городов и крепостей в центре страны. До выполнения этих условий несколько родственников и приближённых Джайпала должны были оставаться у мусульман в качестве заложников. Но когда индусы отошли на безопасное расстояние, Джайпал отказался от своих обязательств и пленил сопровождавших его газнийцев. В ответ эмир Себук-тегин опустошил Лагман и соседние города, разрушив много храмов и захватив богатые трофеи.

Тем временем Джайпал обратился за помощью к соседним князьями и во главе ещё большей армии снова направился к Газни. Себук-Тегин принял решение атаковать противниками отрядами из 500 всадников, которые сменяли друг друга. Как пишет средневековый историк, в густом столбе пыли людей было трудно отличить от слонов, а храбрецов — от трусов. Лишь когда облако пыли рассеялось, стало ясно, что оставшиеся в живых индусы беспорядочно побежали, бросив свое оружие и имущество. Среди многочисленных трофеев, захваченных мусульманами, было около двухсот слонов. После этого войска газнийцев пополнились за счёт многих тысяч афганцев и халаджей.

После смерти Себук-тегина в 997 году правителем Газни стал его сын Исма‘ил. В этот период Махмуд был командующим армии в Хорасане, а другой его брат Наср занимал должность вали Буста. Махмуд, отличившийся в сражениях при жизни отца и даже получивший титул Сайф ад-даула от саманидского эмира Нуха II, отказался признать власть Исма‘ила и склонил на свою сторону другого брата. В марте 998 года Махмуд нанёс поражение сторонникам своего брата и провозгласил себя эмиром. Между тем смерть Нуха II повлекла за собой смену власти в государстве Саманидов. Его сын Мансур II отстранил Махмуда от командования армией в Хорасане, но вскоре после этого был предан своими соратниками и ослеплён. Укрепив свою власть в Газни, Махмуд решил поквитаться с Саманидами и двинулся в Хорасан. В мае 999 года он нанёс поражение армии своих соперников и назначил своего брата Насра наместником в Хорасане. Вслед за этим он направил своих послов в Багдад, потребовав от халифа ал-Кадира биллах признать легитимность его власти. Тот признал его султаном и пожаловал ему титул Йамин ад-дайла ва амин ал-милла. Впоследствии, как пишет автор «Джавами ал-хикайат», султан Махмуд не раз добивался от багдадского халифа "изменения в титуле в сторону еще большего его возвеличивания".

Султан Махмуд был намерен продолжить завоевательную политику своего отца и выступил против Систана, чтобы наказать саффаридского правителя Халафа ибн Ахмада, виновного в гибели его дяди. Однако тот откупился от него, заплатив 100 тысяч динаров и согласившись упоминать его имя в проповедях. Вернувшись в Газни, Махмуд стал вынашивать планы по завоеванию соседних индийских княжеств.

Заключив союз с караханидами, он обезопасил северные границы своего государства и в сентябре 1001 года вторгся во владения индусов. Захватив несколько крепостей восточнее Кабула, он подошёл к Пешавару и разбил лагерь в его окрестностях. Получив известия о приближении армии Джайпала, султан отобрал 15 тысяч лучших всадников, запретив всем остальным присоединяться к ним во время боя. Основные силы раджи Гандхары включали 12 тысяч всадников, 30 тысяч пеших и 300 боевых слонов. Дожидаясь прибытия подкрепления, они не хотели вступать в бой, и султан решил напасть первым. Исход сражения был решён до наступления полудня: индусы потеряли пятнадцать боевых слонов и около 15 тысяч убитыми. Джайпал и его родственники были схвачены в плен и доставлены в лагерь мусульман.

Радже было позволено выкупить свободу, передав газнийцам ещё пятьдесят боевых слонов. На этот раз в качестве заложников он оставил одного из своих сыновей и внука. Вернувшись в свою столицу Вайханд, он попросил своего сына Анандапала, правившего землями к востоку от Инда, помочь ему заплатить выкуп. Тот удовлетворил просьбу пожилого отца и посоветовал ему отказаться от власти и посвятить себя религиозному служению. По обычаям индусов, правитель, попавший в плен к врагу, больше не имел права руководить государством, и Джайпал предпочёл смерть этому унижению. Он побрил голову и публично предал себя самосожжению.