1 рамадана 5 года от Хиджры (27 (24) января 627) пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, вернулся в Медину из похода против рода бану аль-мусталик. Ибн Исхак считал, что этот поход состоялся после битвы у рва, но большинство историков придерживались мнения, которое мы упомянули первым. Несмотря на то, что в целом хузаиты поддерживали мусульман, бану аль-мусталик были связаны союзными обязательствами с курейшитами и воевали на их стороне. Поход, увенчавшийся легкой победой мусульман, не помешал курейшитам объединить вокруг себя арабские племена для решающего похода на Медину, но последовавшие за ним события стали поводом для ниспослания важных коранических заповедей и привели к обращению бану аль-мусталик в ислам.

Бану аль-мусталик принадлежало к племени хузаитов и происходило от Джазимы ибн Саада ибн Амра ибн Лухея. Согласно преданиям, Джазима получил прозвище Мусталик из-за своего красивого и высокого голоса. Сообщается также, что он был первым мужчиной среди хузаитов, который прославился исполнением песен. Хузаиты, будучи одним из древнейших арабских племен, на протяжении нескольких веков проживали в окрестностях Мекки, пока в ней правили джурхумиты. Когда же старейшины джурхумитов стали пренебрегать святостью Каабы, грешить рядом с храмом и расхищать приношения. Ибн Хишам в своей "Сире" упоминает предание о том, как Исаф и Наиля из бану джурхум совершили прелюбодеяния внутри храма, за что оба были превращены в камни. Две каменные глыбы, названные этими именами, продолжали лежать возле Каабы, пока пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, не очистил ее от идолов. Как пишет аль-Асмаи в "Истории арабов до ислама", несправедливость джурхумитов вынудила бану бакр ибн абд манат, прямых потомков пророка Исмаила, обратиться за помощью к хузаитам, которые изгнали джурхумитов из города. Однако этот переворот не исправил нравы жителей Мекки и самым губительным образом сказался на религии Исмаила. Первым хранителем Каабы из числа хузаитов стал Амр ибн Лухей, который после возвращения из Сирии, где он лечился от тяжелой болезни, распространил среди арабов идолопоклонство.

Вместе с другими родами хузаитов бану аль-мусталик проживали в Мекке на протяжении трехсот или пятисот лет, пока власть в городе не перешла к курейшитам в лице Кусая ибн Киляба. Он был зятем Хулайла ибн Хабашийи, хранителя Каабы из племени хузаитов, и в источниках упоминаются несколько версий того, что стало причиной его разногласий с хузаитами. Все они сходятся на том, что курейшиты, объединившись с кинанитами и кудаитами, победили хузаитов в местечке Абтах и захватили власть в городе. А когда после смерти Кусая люди из бану бакр ибн абд манат начали притеснять курейшитов, бану аль-мусталик стала одним из родов, заключивших так называемый союз хубшиев против бану бакр. Вражда между курейшитами и бану бакр была вызвана тем, что Кусай ибн Киляб не позволил последним проживать в Мекке. Лишь после его смерти бану бакр сумели воспользоваться ослаблением курейшитов и взять верх над ними. Тогда несколько кинанитских родов, к которым примкнули бану аль-мусталик и бану аль-хая из числа хузаитов, объединились против бану бакр и в вади Ахбаш заключили союз, который оставался в силе и на заре ислама. В частности, хубшии объединились с курейшитами против мусульман во время сражений у горы Ухуд и у рва.

После успешного похода в Думат-эль-Джандаль в месяце раби аль-авваль 5 года от Хиджры, когда мусульманам удалось предотвратить объединение бедуинов вокруг племени кудаа, позиции мусульман в северных областях Аравии заметно укрепились, что вызвало беспокойство иудеев, живших в окрестностях Медины, и курейшитов. Последние начали переговоры с племенем гатафан и другими арабскими родами для объединения в борьбе против мусульман. Глава бану аль-мусталик аль-Харис ибн Абу Дирар поддержал совместный поход на Ясриб и разбил лагерь возле колодцев Мурейси, куда прибывали желавшие сразиться с мусульманами. Когда известие об этом дошло до пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, он поручил Бурейде ибн аль-Хусайбу проверить правильность этих сведений. Тот вернулся с тревожными новостями, и посланник, мир ему и благословение Аллаха, решил нанести по язычникам упредительный удар. 2 шабана 5 года от Хиджры отряд из 700 человек, среди которых было всего тридцать всадников, выступил из Медины в направлении колодцев Мурейси (примерно на середине пути между Меккой и Мединой). Это был первый поход, в котором к посланнику, мир ему и благословение Аллаха, примкнули лицемеры, видевшие предыдущие военные успехи мусульман и желавшие получить долю из военной добычи.

Неожиданное появление вооруженного отряда мусульман застало бану аль-мусталик врасплох. Присоединившиеся к ним бедуины надеялись выступить в составе большой армии и решили покинуть лагерь. В результате мусульмане быстро сломили сопротивление противника и одержали легкую победу. В бою погибли десять язычников, около 600 или 700 человек были взяты в плен, остальные в панике разбежались, оставив своих жен и детей, а также около 2000 верблюдов, 5000 овец и многочисленную утварь. Мусульмане потеряли только Хишама ибн Субабу аль-Кяльби, который был по ошибке убит одним из ансаров. Радостную весть о победе мусульман в Медину первым доставил Абу Намль ат-Таи, а 1 рамадана отряд во главе с пророком Мухаммадом, мир ему и благословение Аллаха, вернулся в город.

Однако радость победы была омрачена поведением лицемеров, объединившихся вокруг Абдуллаха ибн Убайя. Узнав об инциденте между мухаджиром и ансаром, который вскоре был исчерпан, он пришел в ярость и сказал: «Неужели они осмелились сделать это?! Они стали враждовать с нами и превзошли нас по численности на нашей собственной земле! Клянусь Аллахом, правильно говорили старики: раскормишь свою собаку, так она тебя же и съест. Клянусь Аллахом, когда мы вернёмся в Медину, то могущественные выгонят из неё презренных!», относя к числу могущественных самого себя, а к числу презренных – посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует и да упасёт Он нас от подобного! И он принялся всячески разжигать смуту и даже сказал своим товарищам: «Вот что сделали вы самим себе: поселили их на своей земле и разделили с ними своё имущество, в то время как если бы вы им ничего не дали, то клянусь Аллахом, ушли бы они от вас в другие края!»

Глава лицемеров произнёс эти слова в присутствии юноши по имени Зейд ибн Аркам. Тот не смог вытерпеть подобного и передал его слова посланнику, мир ему и благословение Аллаха. Впоследствии Абдуллах ибн Убей клялся и уверял мусульман, что ничего подобного не говорил, но Всевышний Аллах изобличил его ложь, ниспослав суру «Лицемеры». Тогда сын Абдуллаха, который был искренним верующим, встал у ворот Медины с мечом в руках и заявил собственному отцу: «Клянусь Аллахом, ты не пройдёшь здесь, пока не получишь на это разрешения от посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ибо это он могущественный, а ты – презренный!» Узнав об этом, пророк, мир ему и благословение Аллаха, послал к ним человека, которому он велел передать, что разрешает Абдуллаху пройти.

Еще большее беспокойство среди мусульман вызвала клевета в адрес матери правоверных Аиши бинт Абу Бакр, которую лицемеры и маловеры обвинили в прелюбодеянии. Поводом для этого стало то, что во время ночной остановки она отстала от каравана и была доставлена к посланнику, мир ему и благословение Аллаха, Сафваном ибн аль-Муатталем из тылового дозора. Слухи об измене распространились среди мусульман, и даже посланник, мир ему и благословение Аллаха, находился в смятении и не знал, что думать. Более месяца Аиша, да будет доволен ею Аллаха, терпеливо просила Аллаха изобличить ложь клеветников, и в конце концов Всевышний оправдал ее из-за семи небес в суре . Эта история стала серьезным испытанием для верующих и послужила поводом для ниспослания важных заповедей, которые приводятся в суре «Свет» и подробно разъясняются в трудах по тафсиру и фикху. В целом же инциденты с участием лицемеров показали, какую опасность для верующих таят их козни, что впоследствии нашло подтверждение в словах Всевышнего: «Если бы [лицемеры] выступили в поход вместе с вами, то не прибавили бы вам ничего, кроме беспорядка, торопливо ходили бы между вами и сеяли бы между вами смуту. Среди вас есть такие, которые прислушиваются к ним, а Аллах знает несправедливых» (сура 9 «Покаяние», аят 47).

После возвращения мусульман в Медину интересно сложилась судьба бану аль-мусталик. Среди пленных была Джувейрия, дочь главы рода Хариса ибн Абу Дирара, которая приняла ислам, после чего пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, изъявил желание жениться на ней. Мусульмане, вдохновленные решением посланника, мир ему и благословение Аллаха, подарили свободу еще ста пленным, которые также стали мусульманами, после чего бану аль-мусталик практически полностью обратились в ислам и стали говорить: "Теперь мы стали родственниками посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, по женской линии".