4 рамадана 666 года от Хиджры (18 (25) мая 1268) войска египетского султана Бейбарса взяли Антиохию, освободив город от 170-летнего правления латинян. Значение этого события трудно переоценить. Во времена римского владычества город именовался «столицей Востока» и был вторым по величине в Восточной Римской империи. После Первого крестового похода Антиохия стала столицей второго из христианских государств, основанных крестоносцами и важнейшим религиозным центром христиан на Ближнем Востоке (после Иерусалима). В 1100 г. здесь был учрежден Антиохийский Патриархат, просуществовавший 168 лет. Падение Антиохии стало прологом к окончательному изгнанию франков из мусульманских земель: в 1287 году они утратили Триполи, а в 1291 году пала многострадальная Акра — последний оплот крестоносцев в Палестине.

После завоевания Антиохии крестоносцами в 1098 году Боэмунд I Тарентский основал княжество Антиохия. В начале XII века княжество находилось в вассальной зависимости от Византии, а с 1119 года — от Иерусалимского королевства. В состав княжества входила территория, располагавшаяся между средиземноморским побережьем современной Сирии и рекой Евфрат, в начале XII века в его состав входила также Киликия (юго-восточная часть современной Турции) и северо-западная часть Сирии. Основное население княжества составляли православные греки, армяне и поселившиеся в Антиохии франки, которые были родом из Нормандии и Южной Италии.

Пытаясь предотвратить потерю своих колоний на Ближнем Востоке, христиане вступали в союзы с различными силами, враждебными мусульманам. В XIII веке у них появился мощный союзник — монголы, среди которых было распространено несторианство. Среди европейских христиан даже распространилась легенда о существовании на Востоке процветающего и могущественного христианского царства, которым правит мифический пресвитер Иоанн. Результатом дипломатических контактов стало заключение антиохийцами вассального союза с монголами. Князь Антиохии Боэмунд VI сумел привлечь на свою сторону и армян, женившись в 1254 г. на армянской принцессе Сибилле. Однако в своих расчетах Боэмунд VI ошибся.

После разграбления Багдада и падения Аббасидского халифата в 1258 г. оплотом исламского мира стал Египет, которым правили мамлюкские султаны. Мамлюки сумели не допустить монголов к границам Египта и уберегли Каир от участи сирийских городов, подвергшихся разорению войсками Хулагу. Спустя два года султану Египта Кутузу и эмиру Бейбарсу удалось остановить монгольские орды при Айн-Джалуте. Вскоре после этого власть перешла к Бейбарсу, который в кратчайшие сроки осуществил важнейшие реформы, наладив систему государственного управления и регулярную почтовую связь. Новый султан восстановил разрушенные монголами укрепления, пополнил склады оружия и боеприпасов, усилил военный флот. Избавившись от своего соперника — Айюбидского правителя аль-Мугиса Умара, владевшего ключевой крепостью Эль-Карак в Иордании, он сумел объединить Египет и Сирию. Но его главной целью было освобождение Палестины от франков, которые не упускали возможности навредить мусульманам.

В марте 1265 г. мусульмане освободили Кесарию, разделив владения крестоносцев на юге. Спустя три года под ударами мамлюков пали Яффа и замок тамплиеров Бофор. В начале мая 1268 г. султан Бейбарс привел свои войска к Триполи, чтобы поквитаться с князем Антиохии. Своих истинных планов опытный военачальник не раскрывал даже ближайшему окружению. Разграбив окрестности Триполи, он направился в Хомс, а затем в Хаму. Там он разделил армию на три части, чтобы крестоносцы не могли разгадать направление следующего удара. Одну часть армии султан направил к Сувайдии, гавани в устье реки Оронта, чтобы отрезать франкам выход к морю. Вторую часть армии он отправил на север, чтобы преградить путь киликийцам, если те решатся прийти на помощь своим единоверцам. Главные же силы Бейбарс возглавил сам, двинувшись на Антиохию.

Осада началась в первый день рамадана после того, как гарнизон крепости отказался сдаться. Местные жители полагались на то, что князь Боэмунд VI подоспеет им на помощь, но тот в это время пребывал в Триполи, даже не подозревая о планах мусульман. Силы были неравны, и через два дня пал город, еще через два дня – цитадель. Как пишет Бернгард Куглер в своей "Истории крестовых походов", защитники Антиохии потеряли убитыми 17 тысяч человек, еще 100 тысяч человек были взяты в плен. Захваченная добыча была столь велика, что деньги мерились чашками, а рабов отдавали почти даром: юноша стоил 12 дирхемов, девушка – 5.

До наших дней сохранилось письмо, которое мамлюкский правитель отправил Боэмунду VI после взятия Антиохии. В нем, в частности, сказано: «Ну а теперь известие о происшествиях, дабы осведомить тебя о полнейшем поражении, постигшем тебя: мы отошли от тебя 24 шабана и с первого дня почитаемого рамадана осаждали Антиохию. Когда мы занимали позиции перед городом, твои войска вышли, чтобы помериться с нами в бою; они помогали друг другу, но не смогли победить: среди пленных оказался и коннетабль. Он попросил разрешения переговорить с твоими мужами, ушел в город и вышел обратно с группой твоих монахов и высших подданных, каковые переговорили с нами. Мы видели, что они находятся под влиянием твоего совета, злонамеренно стремящиеся к смертоносным планам, не объединенные в добре, но единодушные во зле. Увидев бесповоротно обозначенную их судьбу и предопределенную им Аллахом смерть, мы отпустили их со словами: "Мы осаждаем вас немедленно — это первое и последнее предупреждение, которое мы вам даем". Они вернулись обратно и действовали, как ты, будучи уверенными, что ты придешь им на помощь с твоими всадниками и пехотой, однако в скором времени маршал впал в отчаяние, ужас овладел монахами, от горя упал без чувств кастеллан и смерть обрушилась на них со всех сторон. Мы взяли город штурмом в четвертом часу в воскресенье, четвертого числа высокочтимого рамадана и ужаснули всех, кого ты избрал для его защиты и обороны. Среди них не было никого, кто не владел какими-либо богатствами: сегодня же нет никого из нас, кто не владел бы одним из них и чем-либо из их богатств. <…> Если бы ты видел свои резиденции, оставшиеся без твоих богатств, твои повозки и корабли, доставленные в Сувайдию, твои галеры, ставшие твоими ненавистницами, то убедился бы, что Аллах, давший тебе Антиохию, взял ее обратно, что Господь, давший тебе твои крепости, вырвал их у тебя и стер с лица земли. Хвала Аллаху, теперь ты знаешь, что мы отобрали у тебя мусульманские крепости Даркуш, Шакиф, Кафар, Дуббин, которые ты захватил, и все твои владения в Антиохии; что мы всюду заставили твоих людей спуститься с замков, и, воспользовавшись случаем, рассеяли их повсюду, так что не найдется никого, кто мог бы назвать себя бунтарем, кроме реки [Эль-Аси — непокорная], но и она более не назвала бы себя так, даже если бы могла, плача от раскаяния. Ее слезы текли раньше прозрачными, теперь же они кроваво-красные от крови, что мы там пролили» (сокращенно по трактату Ибн Абд аз-Захира).

В ответном письме граф Боэмунд попросил о мире, который и был заключён в Триполи. Причем султан Бейбарс под видом собственного посла въехал в город для того, чтобы изучить состояние оборонительных сооружений. Замок Баграс, откуда тамплиеры контролировалы главный проход между Киликией и Антиохией, оказался отрезанным, и тамошний гарнизон спешно покинул его, не дожидаясь приказа от руководства ордена. Спустя некоторое время мирное соглашение сроком на десять лет было подписано и с Иерусалимским королевством. В войнах между мамлюками и франками наступила кратковременная пауза, вызванная приготовлениями французского короля Людовика IX к очередному крестовому походу.