28 рамадана 92 года от Хиджры (19 (23) июля 711) недалеко от реки Гвадалете произошло сражение между мусульманской армией под командованием Тарика ибн Зияда и вестготами под командованием короля Родериха. Несмотря на численное превосходство, готы потерпели поражение и понесли большие потери. Сведения о судьбе самого Родериха весьма противоречивы: его тело не было обнаружено среди убитых, но он после этого так нигде и не объявился.
После удачной военной экспедиции Тарифа ибн Малика в 710 г. командующий войсками Халифата в Магрибе Тарик ибн Зияд, ставка которого находилась в Танжере или Сиджильмасе, начал подготовку к высадке в Испании. Большинство историков, включая Ибн ‘Изари, считали его бербером. Ибн Халликан называл его арабом, некоторые другие — готом, персом и даже евреем. Однако первое мнение — наиболее распространённое и предпочтительное.
По мнению большинства историков, подготовка к походу осуществлялась с ведома и согласия Мусы ибн Нусайра, который командовал войсками в Ифрикии, а Тарик ибн Зияд находился у него в подчинении. В конце апреля 711 г. семитысячная армия была готова выступить в путь и ожидала приказа.
Ранние источники сообщают, что Тарик ибн Зияд вышел в море из Сеуты и высадился у высокой скалы, которая с тех пор носит имя прославленного военачальника — Гибралтар (араб. Джабаль Тарик, «Гора Тарика»). По утверждению Ибн ‘Абд аль-Хакама, армия Тарика пересекла пролив на кораблях, предоставленных правителем Сеуты Юлианом, и высадилась недалеко от Картахены. Юлиан враждовал с королём готов Родерихом, обесчестившим его юную дочь, и, если верить историкам, подстрекал мусульман на войну против Родериха.
Согласно преданию, во время переправы через море Тарик ибн Зияд увидел во сне Пророка Мухаммада, мир ему и благословения Аллаха, в окружении мухаджиров и ансаров, державших в руках обнаженные мечи и натянутые луки. Пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал ему: «Смелее, о Тарик! Выполни то, что тебе предначертано исполнить». А потом он увидел, как посланник, мир ему и благословения Аллаха, вместе со своими сподвижниками входит в Андалусию. Проснувшись, он рассказал свой сон товарищам, чем вселил в них уверенность в предстоящем успехе.
Поход Тарика ибн Зияда на Иберийский полуостров вообще окружён благочестивыми легендами. Согласно одной из них, впервые письменно зафиксированной Мухаммадом аль-Идриси (ум. 1161), после высадки на берегу Испании мусульманский военачальник приказал сжечь корабли, чтобы вдохновить своих воинов на борьбу до последнего вздоха. Эта легенда, как и многие другие, не имеет под собой никаких оснований и противоречит логике действий Тарика ибн Зияда, который надеялся получить подкрепление из Ифрикии.
Отбив нападение небольшого отряда готов, мусульманская армия легко овладела городом Картеей, который располагался на северном берегу бухты Альхесирас. Король Родерих узнал о вторжении мусульман во время осады крепости Памплона в Васконии. Он немедленно прервал военные действия, собрал огромную армию (по разным источникам от 70 до 100 тысяч человек) и двинулся на юг. Между тем мусульмане продвигались вглубь полуострова и готовились осадить Асидонию (совр. Медина-Сидония), когда получили известие о приближении многочисленного врага.
Тарик ибн Зияд направил Мусе ибн Нусайру срочное послание с просьбой о подкреплении, и омейядский наместник Ифрикии отправил к нему 5000 воинов. Согласно другим сообщениям, в распоряжении Тарика с самого начала находилось не семь, а двенадцать тысяч воинов. Две армии встретились у реки Гуадалете, где-то между Асидонией и Хересом, а решающее сражение началось в воскресенье, 28 рамадана/19 июля 92 года.
Накануне битвы Тарик ибн Зияд обратился к своим воинам с проникновенной речью, начав её с восхваления Великого и Всемогущего Аллаха, благодарения Его за помощь и обращения к Нему с мольбами о помощи и прощении. Потом он сказал:
— О люди! Куда вам бежать?! Перед вами — враг, а позади вас — море! Клянусь Аллахом, вам не остаётся ничего, кроме как проявить правдивость и терпение. Знайте, что на этом острове у вас меньше надежд, чем у сирот на пиршестве скупых! Вскоре вы встретите хорошо вооружённого противника, снабжённого всем необходимым, а у вас нет иного оружия, кроме ваших мечей, и нет запасов, кроме тех, что вы вырвали из рук врагов. Если вы не решите стоящую перед вами задачу незамедлительно, то через несколько дней вы ослабеете, а страх, царящий в сердцах ваших врагов, сменится великой смелостью. Спаситесь от такого бесславного конца и сразитесь с этим тираном, который покинул свой хорошо укреплённый город и сам явился к вам. Вы сможете воспользоваться этим шансом, если будете готовы к смерти. И не думайте, что я предостерегаю вас от того, что не грозит мне. Я подвигаю вас на бой, в котором самый дешёвый товар — это человеческая жизнь, и начинаю с самого себя. Знайте, что если вы проявите немного терпения, то будете благоденствовать и наслаждаться долго. <…> И знайте, что я первым исполню то, к чему призываю вас, и как только два войска сойдутся в бою, я намерен напасть на тирана Родериха и сразить его, если позволит Аллах! Следуйте же за мной, и если я погибну после него, то победа будет за нами, и у вас достаточно смелых и мудрых людей, которые смогут руководить вами. Если же я буду убит раньше, чем доберусь до него, то следуйте моему плану, атакуйте его и избавьте от забот того, кто откроет для вас этот остров, убив его, ибо после его гибели они непременно потерпят поражение [по книге «Вафайат аль-а‘ян» Ибн Халликана].
Ночью перед битвой дозорные мусульман не спускали глаз с противника, опасаясь внезапного нападения. На рассвете, после обязательной молитвы, воины начали выстраиваться в боевые порядки. Несмотря на численное превосходство готов, они не сумели сдержать свирепые атаки лёгкой конницы берберов. В образовавшиеся в строю противника бреши вторгалась пехота мусульман, вызывая панику в рядах противника. Когда же распространился слух о гибели Родериха, готы обратились в беспорядочное бегство. Многие из них были убиты, а точных сведений о судьбе короля Родериха нет. Возможно, он спасся бегством и скрылся, а возможно, его тело было вынесено с поля боя и захоронено. Сообщается, что в Визеу (Северная Португалия) был найден камень, на котором было начертано: «Здесь покоится Родерих, король готов».
Подробности битвы при Гвадалете как в арабских, так и в испанских источниках вызывают вопросы. Например, историк Абу Бакр ар-Рази (ум. 344/955) пишет, что мусульмане одержали несколько побед над армиями готов, прежде чем Родерих лично возглавил армию, собранную со всех концов Испании, а битва при Гвадалете продолжалась восемь дней и завершилась 5 шавваля/26 июля. У аль-Вакиди приводится сообщение, что битва продолжалась три дня.
В «Хронике Альфонсо III» главной причиной поражения Родериха рассматривается предательство сыновей короля Витицы, которых тот отстранил от власти и которые вместе со своими людьми перешли на сторону мусульман. Некоторые историки связывают разгром вестготов с плохой боевой подготовкой и отсутствием дисциплины среди солдат Родериха, многие из которых были рабами. Как бы то ни было, после битвы при Гвадалете организованное сопротивление готов было сломлено, а Тарику ибн Зияду, несмотря на гибель трёх тысяч мусульман, удалось быстро развить успех.
Мусульманская армия двинулась на север и овладела городами Мороном, Кармоной и Эcихой. Дальнейшими целями Тарика ибн Зияда были Кордова и столица королевства вестготов — Толедо. За короткий срок ряды его армии пополнились добровольцами из Северной Африки, где быстро распространились слухи о заморских богатствах и красавицах.
Вместе с тем иберо-романское население Испании увидело в мусульманах избавителей от гнета германцев. Некоторые города и крепости даже встречали мусульман с открытыми воротами, не оказывая им сопротивления. В истории Испании начиналась новая эпоха, озарившая своим светом мрачное европейское Средневековье.