Выезжая из Габалы в направлении древнего города Шеки, нельзя не заметить у дороги мечеть с внушительным фасадом и высоким минаретом. Строительство этого памятника продолжалось около трёх лет и было завершено в феврале 2013 г. Отсюда и название — Новая мечеть.
На сегодняшний день главной соборной мечетью Габалы остается Центральная мечеть, построенная в 1898—1906 гг. Именно с ней теснейшим образом связана жизнь мусульманской общины города. С её историей переплетаются судьбы мецената Гаджи Зейналабдина Тагиева и местного предпринимателя Гаджи Магомеда, которые помогали строительству мечети. Однако город растёт быстрыми темпами, и уже сегодня историческая мечеть не вмещает всех желающих совершить пятничную молитву.
Для жителей Габалы сохранение связующей нити времён имеет первостепенное значение. Немногие места могут похвастаться такой богатейшей историей и традициями. Под названием Кабалака город упоминается в «Естественной истории» Плиния Старшего, а древняя Хабала встречается в «Руководстве по географии» Клавдия Птолемея. Будучи столицей Кавказской Албании, Кабала была крупным торговым центром и оставалась таковым даже после того, как в середине V века Албания в качестве марзпанства вошла в состав Сасанидского Ирана.
С распространением ислама и прекращением набегов хазаров Кабала пережила очередной период подъёма ремесленничества и торговли. Однако в XII — XIII веках войны между ширваншахами и грузинскими царями, а также нашествия монголов и хорезмшаха Джалал-ад-Дина Манкбурны легли на жителей города тяжелейшим бременем.
Тем не менее Кабала была окончательно разрушена только в 1500 году, когда кызылбаши под предводительством шаха Исмаила Хатаи разгромили войско последнего независимого ширваншаха Фарруха Ясара и истребили значительную часть населения Ширвана.
Современная Габала расположена на удалении 15 км от развалин средневековой крепости в одном из самых живописных уголков Большого Кавказа. В городе и его окрестностях стремительно развивается туристическая инфраструктура, создаются новые зоны отдыха, начиная с 2009 года регулярно проводится международный фестиваль классической музыки и мугама. Теперь в городе есть и мечеть, которая занимает достойное место в одном ряду с соборными мечетями Шеки и Балакена.
Новая мечеть построена в лучших традициях Ширван-Апшеронской архитектурной школы. Фасад здания облицован аглаем — известняковым камнем апшеронского происхождения. Такая отделка не характерна для этого региона, но благодаря сочетанию с тесаным камнем новая мечеть удачно вписывается в ансамбль прочих современных и исторических построек в Габале.
Минарет высотой 25 м стоит отдельно от основного здания и имеет цилиндрическую форму. Надпись на его квадратном основании указывает на год сдачи мечети в эксплуатацию. Над балконом в верхней части минарета возвышается небольшой купол.
Просторный и светлый молитвенный зал вмещает 450 человек, и ещё 150 прихожан могут молиться на балконах, закрытых декоративной деревянной решёткой. В обычные дни это помещение предназначено для женщин. Мраморный михраб украшен арабской вязью и растительным орнаментом, выдержанным в строгом стиле, чтобы не отвлекать верующих во время молитвы и проповеди.
Изнутри стены, купол и потолки мечети расписаны известным азербайджанским художником и каллиграфом Зауром Оруджевым. Куфическая надпись по периметру купола содержит три аята из коранической суры «Железо». Уроженец села Гуллар Балакенского района и выпускник стамбульского Университета искусств имени Мимара Синана Заур Оруджев занимается реставрацией переплетов средневековых книг в Институте рукописей НАНА и проводит мастер-классы по эбру — искусству живописи на воде.
В первый раз возможность осмотреть мечеть снаружи и изнутри мне представилась незадолго до её официального открытия. В настоящее время её двери открыты не только для верующих прихожан, но и для туристов, которых окрестности Габалы притягивают незабываемой кухней, экзотическими водопадами и горными маршрутами.