Если обойти кафедральный собор Мадрида с южной стороны, то совершенно неприметная улица приведет вас к старейшему городскому строению — первой крепостной стене. На прилегающих улицах вы не встретите табличек с указанием на этот памятник и вряд ли получите вразумительную подсказку от прохожих. Поэтому нам пришлось много бродить, спускаться и подниматься по бесконечным ступенькам, пока мы случайно не наткнулись на железную ограду парка Эмира Мухаммеда I. Надпись с именем основателя Мадрида означала, что главная цель нашего похода уже близко.
Именно в этом парке находятся остатки стены алькасара, построенного в IX веке над рекой Мансанарес по приказу эмира Кордовы Мухаммада (852—886). Замок стоял на том самом месте, где сейчас возвышается Королевский дворец. В 932 году часть стены была разрушена войсками короля Леона Рамиро II, который захватил город и увёл много пленных. Позднее разрушенный участок был восстановлен по приказу халифа Абдуррахмана ибн Мухаммада (912—961).
Общая протяженность стены составляла около одного километра. Стена имела трое ворот и несколько прямоугольных башен, характерных для мусульманских построек того периода. После распада Кордовского халифата Мадрид отошёл к Толедской тайфе, а в 1085 году город был захвачен королём Кастилии и Леона Альфонсо VI. В 12-м веке альморавидам и альмохадам удавалось на короткое время овладеть Мадридом, но после поражения при Лас Навас де Тороса в июле 1212 года мусульмане Аль-Андалуса больше не имели сил успешно продвигаться на север.
В 12-м веке оборонительная стена была расширена, были построены новые ворота и полукруглые башни. Город был поделён на десять приходов, были также еврейский и мавританский кварталы. В 1561 году король Филипп II сделал Мадрид своей резиденцией, и в городе было начато строительство новой стены, а на месте старых домов были построены дворцы испанских магнатов. Земля на склоне Куэста де ла Вега, рядом с бывшими западными воротами, оказалась во владении герцогов Осуна, а потом перешла к маркизам де Кастро Серна, которые проживали там по меньшей мере до марта 1903 года.
В 1906 году на этом месте был построен неоклассический дворец Куэста де ла Вега, резиденция инфанты Марии Терезы, дочери Альфонсо XII и сестры Альфонсо XIII. Дворец сильно пострадал во время гражданской войны в Испании, и в 1965 году был снесён. Именно здесь в 1950 году Хайме Оливер Асин обнаружил остатки средневековой арабской стены. В ходе дальнейших раскопок остатки городских укреплений были обнаружены под многими площадями и зданиями.
В 1954 году фрагмент арабской стены Мадрида был объявлен историко-художественным памятником, а в 2010 году рядом с ним был разбит парк в андалусском стиле с кипарисами и фонтаном в виде шестиконечной звезды. Охраняемый участок имеет длину 120 м, наибольшую высоту 11,5 м и максимальную толщину 2,6 м. Фрагмент одной из башен, которая укрепляла стену и была прозвана Башней кости, в настоящее время можно увидеть за стеклом на подземной парковке под Восточной площадью.
Однако не только городская стена напоминает жителям Мадрида о его мусульманском прошлом. Сначала мавры и муваллады, а потом мудехары и мориски оставили неизгладимый след в культуре, языке и обычаях испанцев. Даже Святая Дева Альмудена, а вместе с ней и кафедральный собор имеют арабское имя, означающее «городок». Согласно католической традиции, после завоевания города в 1083 году статуя девы Марии была найдена в стене арабской цитадели — кастильцы не раз прибегали к такому нехитрому способу «освящения» своих завоеваний.
Да и само название Мадрида, как и многих других испанских городов, имеет арабское происхождение. Город Мединасели (Медина Салим) получило свое название от названия одного из родов берберского племени масмуда — бану салим, Гвадалахара — от арабского выражения Вади аль-хиджара (долина камней), Калатаюд — от названия Калат-Айюб (замок Айюба), Альбасете — от слова аль-басит (простой).
Большинство обжитых маврами городов возникли задолго до арабского завоевания и были основаны греками, римлянами, вестготами. Но и мусульмане основали немало поселений, которые были необходимы для защиты приграничных областей. К их числу относится и Мадрид, первоначально служивший для защиты северных подступов к одному из важнейших городов Аль-Андалуса — Толедо.
Есть много версий происхождения названия города. Историк Оливер Асин посвятил этому вопросу 400 страниц фундаментального исследования и пришёл к выводу, что в основе этого названия лежит арабское слово маджра — «русло», «течение», к которому было добавлено окончание множественного числа женского рода -ат. Окрестности Мадрида действительно богаты подземными водами, что делает данную версию вполне убедительной. Позднее город стали называть Маджрит, и под таким названием он впервые упоминается в арабских источниках 10-го века.
Есть мнение, что окончание -ит образовано от латинского etum, что имеет место и в названиях городов Толетум и Оретум. Этой гипотезе отдает предпочтение профессор Университета Комплутенсе Мария Хесус Вигуера. Профессор Мухаммад аль-Фаси в комментариях к очерку «Аль-Иксир фи фикак аль-асир» марокканского путешественника Ибн Усмана аль-Макнаси пишет, что Мадрид получил своё название от берберского рода бану маджрит, который переселился на Иберийский полуостров из Северной Африки.
Другие исследователи связывают название города с кельтскими корнями и настаивают на существовании на этом месте более раннего поселения. Так или иначе, но письменные источники указывают на возникновение города в период правления пятого эмира Кордовы Мухаммада ибн Абд ар-Рахмана. В тот же период арабами был основан небольшой каталонский город Таламанка.
Со временем Мадрид перерос своё исключительно оборонительное предназначение. И хотя мусульманский Мадрид не имел шансов соперничать с блистательными андалусскими жемчужинами — Кордовой, Севильей или Гранадой, город подарил миру немало замечательных людей. Уроженцами Мадрида были выдающийся астроном, математик, химик Абу аль-Касим Масляма ибн Ахмад (ум. 398/1007), известный богослов и кадий Абу аль-Аббас Яхья ибн Абд ар-Рахман (ум. 541/1146). Знаменитый географ Якут аль-Хамави (ум. 622/1225) писал, что в Мадриде родился писатель Харун ибн Муса аль-Кайси (ум. 401/1011) и проживал богослов Саид ибн Салим ас-Сагри (ум. 376/986).
Расцвет Мадрида, безусловно, приходится на разные периоды правления Габсбургов и Бурбонов. Однако история прочно связывает этот город с исламской цивилизацией и делает его близким и родным каждому мусульманину. Арабская стена больше не отделяет мусульманский Аль-Андалус от христианской Европы, а наоборот, сближает Восток с Западом. Её разрушенные башни превратились в бастион мировой цивилизации, и они не обозначены на туристических маршрутах лишь потому, что большинство из нас в своей беспечности пока не осознало их значение.