Посетив главную мечеть Бурсы, нужно непременно пройти через парк с фонтаном и полюбоваться другим шедевром османской архитектуры — мечетью Орхан-бея. Воздвигнутая примерно в 1339 году, она дала толчок расширению города за границы средневековой крепости и будто подчеркивала высокие устремления только зарождавшейся Османской династии.

В византийскую эпоху Бурса представляла собой небольшое хорошо укрепленное поселение к северу от горы Малый Олимп, которая служила местом уединения для православных монахов. Древнее поселение, существовавшее на этом месте, в 202 году до н. э. было подарено македонским царем Филиппом V вифинскому царю Прусию. Тот перестроил город и назвал его в свою честь Прусой. Но спустя 128 лет последний правитель Вифинии Никомед Филопатор, умирая бездетным, завещал свои владения Римской империи. После раздела Римской империи в 395 г. город перешел под власть Византии, переживая вместе с другими областями православной империи периоды подъема и спада. С приходом к власти Михаила Палеолога, отвоевавшего Константинополь у крестоносцев и возродившего Византийскую империю, охрана горных проходов в окрестностях Бурсы стала небрежной. Если в прежние времена эта обязанность возлежала на местной милиции, которая благодаря этому освобождалась от налогов, то теперь солдаты исправно собирали подати, но не особенно заботились об охране имперских владений. Как пишет Эдуард Гиббон, вследствие этого «отважные горцы превратились в толпу трусливых селян, у которых не было ни мужества, ни дисциплины» [1].

Между тем в конце XIII века на осколках Конийского султаната, в окрестностях Сёгута, началось объединение туркменских племен вокруг Осман-бея, сына Эртогрула, поднявшего знамя газавата против византийцев. Поскольку в те времена туркменские племена имели подразделения, каждое из которых называлось по имени предводителя, но ни одно из них не связывается с именами отца Османа или его деда — Гюндюза Алпа, можно предположить, что появление Осман-бея на исторической арене связано с его усилением внутри своего племени [2]. Соседствуя с двумя могущественными бейликами Караманогуллары и Гермияногуллары, Осман-бей избегал стычек с туркменскими племенами и обратил взор на византийские земли. Приобретя славу отважного борца за веру и справедливого правителя, он сумел привлечь на свою сторону не только мусульман из соседних областей, но и многих византийских феодалов.

В 1302 г. Осман-бей нанес первое ощутимое поражение византийцам и начал всерьез угрожать приграничным византийским городам Никее и Бурсе. Хроники его двадцатисемилетнего царствования, составленные уже после его смерти, наполнены описаниями похожих одно на другое нашествий, но совершенно очевидно, что ряды его армии регулярно пополнялись новыми добровольцами. А после того, как в 1304 г. привлеченные Византией каталонские наемники отступили, набеги туркменов стали еще более опасными. Когда основатель Османской династии под бременем лет уже передал власть своему сыну Орхан-бею и был близок к смерти, его грозная армия добилась первого крупного успеха. В 1326 г. гарнизон Бурсы не выдержал непрерывных атак противника и сдал город, а его жители выкупили свою жизнь и собственность за подать в размере тридцати тысяч крон.

Орхан-бей отличался не только воинственным духом, но и гибким умом дальновидного политика. Превратив Бурсу в столицу своего государства, он начал чеканить собственные монеты вместо прежних сельджукских, учредил должность визиря и приступил к реформированию и переоснащению своей армии. Поскольку туркменские воины отличались грубым нравом и склонностью к неповиновению, Орхан-бей уделял большое внимание воспитанию его юных пленников, из которых впоследствии вырастали преданные солдаты. Ему удалось создать отряд регулярной пехоты и усилить ее современными на тот период осадными орудиями.

Окруженный мудрыми духовными наставниками, Орхан-бей стремился превратить свою столицу в крупный религиозный, научный и культурный центр. Для того чтобы отличать подданных от поселян и мусульман от иноверцев, тем и другим было приказано носить различную одежду. В Бурсу были приглашены улемы и преподаватели из разных мусульманских стран. Однако старый город не вмещал грандиозных идей успешного воителя, и поэтому по его приказу за крепостной стеной был построен крупный комплекс, вокруг которого начали вырастать новые кварталы. Изначально комплекс включал в себя небольшую мечеть, медресе, имарет с кельями, караван-сарай, начальную школу и баню. Стена, которой был обнесен комплекс, впоследствии была увеличена и служила для защиты нижней части города.

Сегодня мечеть и кюллие Орхан-бея располагаются в самом центре исторической части Бурсы, среди многочисленных торговых лавок и старинных мечетей. По своим размерам и значимости мечеть Орхан-бея уступает величественной Улу-Джами, построенной неподалеку по приказу султана Баязида I. Однако данное обстоятельство ничуть не умаляет роли этого комплекса в становлении по сути первой столицы Османского государства.

В 1417 г. мечеть была сожжена во время захвата Бурсы Мехмедом Караманоглу, но спустя четыре года была восстановлена великим визирем Амасьялы Баязид-пашой по поручению султана Мехмеда Челеби. В результате землетрясения 1855 г. здание получило сильные повреждения и было отреставрировано под руководством французского архитектора Леона Парвиля в 1864 г.

Это первая османская мечеть с крытой галереей у входа, предназначенной для не сумевших попасть внутрь. Арочные проемы делят галерею на пять секций. Обращают на себя внимание двойные боковые арки. Стены выложены из кирпича и тесаного камня: после трех слоев кирпича лежит один слой камней. План мечети напоминает перевернутую букву Т, что стало характерной особенностью культовых построек того периода. Помещения в правом и левом крыле сообщаются друг с другом и с центральным залом. В одной из этих комнат до 1969 г. размещалась библиотека, основанная в 1863 г., когда выдающийся турецкий дипломат и переводчик Ахмед Вефик-паша занимал должность министра по делам вакуфов.

Светлый и просторный молельный зал перекрыт двумя куполами. Михраб изготовлен из гипса и украшен изысканным растительным и геометрическим орнаментом. Использованные в нем мотивы пальметты, руми и лотоса, как и широкий декоративный кант и выполненная сотами-мукарнами рамка были характерны для раннеосманского искусства. В верхней части михраба семь слоев сталактитов, подчеркивающих глубину объемного рисунка.

В северо-восточном углу мечети находится минарет, нижние десять ступеней которого грубо обработаны и относятся к ранней постройке. Расположенный над ними фрагмент сохранился с XVII века и был выполнен из гладких камней, а купол из порфира со свинцовым наконечником был изготовлен в 1899 г.

Многие ранние постройки кюллие Орхан-бея не сохранились до наших дней. На месте старого медресе было построено здание муниципалитета. Здание начальной школы разрушилось, не выдержав сильного землетрясения в 1855 г. Имарет, который использовался в качестве благотворительной столовой для студентов и нуждающихся, существовал в начале прошлого века, но позднее был снесен [3]. Зато сохранились караван-сарай и баня.

Это была первая баня в городе с мужским и женским отделениями. Во время пожара 1584 года здание сильно пострадало, и после реставрации женская половина использовалась как баня, а мужская как кофейня. После пожара 1958 года помещение было перестроено, и сейчас в нем располагается крытый рынок «Эски айналы чарши».

Караван-сарай Эмир-ханы, построенный на месте лошадиного рынка и прославившийся торговлей шелками, состоял из 74 торговых и складских помещений. Двухэтажная постройка тоже не раз сгорала и страдала от землетрясений и в своем нынешнем виде существует с начала 60-х годов, когда она была основательно отреставрирована. Расположенный здесь торговый центр хорошо известен и привлекает туристов широким ассортиментов трикотажных изделий и предметов народного творчества.

Примечания

[1] Гиббон Э. Закат и падение Римской империи / Пер. с англ. М.: Терра, 1997. Т. 7. С. 165.

[2] Эмеджен Ф. От создания Османского государства до Кючюк-Кайнарджийского договора / История Османского государства, общества и цивилизации. Под ред. Э. Ихсаноглу. М.: Восточная литература, 2006. С. 6.

[3] Yavaş D. Orhan Gazi Külliyesi / Türkiye Diyanet Vakfı İslam Andiklopedisi. İslam Araştırmaları Merkezi, 2007. C. 33. S. 387-388.