Впервые очутившись в центре Скопье, я сразу почувствовал себя в европейской столице. Просторные площади с фонтанами и неоклассическими дворцами, широкие проспекты, высокие колонны. И множество массивных статуй, бронзовых и не только, расставленных практически повсюду, но впечатляющих не грациозностью и оригинальностью, как в Париже или Риме, а, скорее, заурядностью и в какой-то мере диспропорциями.
За годы правления националистической Внутренней македонской революционной организации многое было сделано, чтобы образ бывшей югославской республики прочно увязывался с античным наследием. Массивные здания с колоннами и памятники древним македонским царям, не имевшим отношения к ныне проживающему здесь южнославянскому народу, разумеется, вызывало раздражение у греков. Тем не менее «македонизация» городских пейзажей Скопье свершилась. Пусть даже македонские власти согласились убрать имя Александра Великого из названия столичного международного аэропорта.
В древние времена территория Северной Македонии входила в состав Пеонии и Дардании, позднее — Древней Македонии, Римской и Византийской империй, Болгарского и Сербского царств, Османской империи и Королевства Югославия. В годы Второй мировой войны болгарские оккупационные власти (воевавшие на стороне фашистской Германии) создали здесь Независимую республику Македония, а по окончании войны уже Народная Республика Македония стала одной из шести республик в Югославской федерации. В 1992 г. Македония провозгласила независимость и вышла из состава Югославии.
Согласитесь, слишком серьёзный послужной список для народа, который ряд историков в наше время считает даже не состоявшимся. Оттого и любопытно было поближе узнать историю этой страны, и не нашлось лучшего места для этого, чем мост Око над рекой Вардар, прямо напротив Археологического музея.
Мост цивилизации в Северной Македонии (так официально называется мост Око) был построен в 2013 г. в рамках проекта «Скопье-2014» и украшен статуями правителей и личностей, оставивших заметный след в истории страны. По одну сторону от него находится Каменный мост, сохранившийся с османских времён, а по другую — Мост искусств, ещё одно современное детище с двумя рядами скульптур.
В самом центре моста Око стоит внушительного размера (высотой 3,5 м) бронзовая статуя Пеонийской жрицы, обратившей свой лик к солнцу. По задумке скульптора Сретко Йовановского, украшения в руках жрицы указывают на одну из важнейших находок, сделанных археологами в Лисичином Доле. Найденные там золотые изделия принадлежали некоему священнослужителю, жившему в VIII—VII вв. до н. э.
В древние времена пеоны проживали на землях к северу от античной Македонии, соседствуя на востоке с фракийцами, а на западе — с иллирийцами. Столицей пеонийских царей поначалу был город Билазора (совр. Велес), а позднее — Стоби. Во время вторжения персидского царя Дария (550—487 до н. э.) многие пеонийские племена были обращены в рабство, и только на севере страны пеоны сохранили свои территории.
Как пишет Геродот, однажды царь Дарий увидел в Сардах красивую пеонийскую женщину, которая несла кувшин на голове, вела коня на водопой и одновременно пряла лён. Узнав, что она пеонийка, Дарий приказал своему наместнику во Фракии без промедления переселить два племени пеонов в Азию.
Северные области современной Северной Македонии в древности были населены иллирийским племенем дарданцев. Страбон называет их совершенно диким народом, отмечая, однако, их интерес к музыке. Объединившись с пеонами, дарданцы совершали набеги на соседнюю Македонию, но в итоге их земли были разорены Филиппом II Македонским (359—336 до н. э.). Именно он, усвоив основы военной стратегии и управления от эллинов, заложил основы будущей могучей империи. Когда же его великий сын Александр (336–323 до н. э.) задумал пойти войной на Персию, он с присущей ему жестокостью расправился с иллирийцами и пеонами, чтобы никто не мог угрожать его городам с севера.
В эллинистическую эпоху Пеония находилась под политическим и культурным влиянием Македонии, временами добиваясь большей самостоятельности, как например после опустошительного набега галлов на Грецию (III в. до н. э.). Диодор Сицилийский упоминает царя Авдолеона (IV—III вв. до н. э.), при котором Пеония подверглась вторжению с северо-запада иллирийского племени автариатов. Тогда на помощь пришёл царь Македонии Кассандр, заключивший союз с иллирийцами и расселивший автариатов в северо-восточных пределах своей страны, у границы с Фракией.
А потом наступил черед Рима устанавливать новые порядки. В 168 г. до н. э. в сражении при Пидне римляне разгромили македонцев, после чего их владения на Балканах были разделены на округи, которые не имели права поддерживать экономические и политические связи друг с другом. Знаменитый принцип divide et impera привёл к постепенному разобщению племён и народов, которые взамен получили облегчение налогового бремени и возможность развивать торговлю. Этому способствовало, в частности, строительство Эгнатиевой дороги, связавшей портовый город Диррахий на берегу Адриатического моря с Фессалониками на эгейском побережье (позднее дорога была продолжена до Византия).
Важнейшим городом Пеонии оставался Стоби, который во времена Римской империи получил статус муниципия, то есть в той или иной мере пользовался самоуправлением. Раскопки городища, находящегося недалеко от деревни Градско, активно велись в прошлом веке, когда были обнаружены храм Исиды и средневековая базилика. Эпитафии поведали о знатных фамилиях, игравших важную роль в жизни Пеонии, и среди них — семейство некоего Публия Сентия Септимия Николая (III в.).
При римлянах пережил подъём и город Гераклия Линкестис, находившийся прямо на Эгнатиевой дороге. Его руины можно посетить в Битоле, втором по величине городе Северной Македонии, и среди них сохранились две обезглавленные римские статуи: полководца Тита Флавия Ореста и женская статуя, которую почему-то называют Немезидой, греческой «богиней возмездия». Она была подарена города его жительницей по имени Юлия Тертила (II в.), которой благодарные македонцы установили памятник уже в наше время на мосту Ока.
Возникновение города Скупи (совр. Скопье) тоже относится к римскому периоду. Ранние упоминания о Скупи встречаются у Тита Ливия (ум. 17) и Птолемея (ум. 160). Первоначально колония на берегу реки Вардар имела военное значение, но впоследствии она превратилась в один из важнейших городов римской провинции Верхняя Мёзия.
Во второй половине III в. балканские провинции подверглись разорительному нашествию герулов и готов из Восточного Причерноморья, что совпало с политическим кризисом внутри империи. Необученным городским ополчениям иногда приходилось самостоятельно встречать орды варваров. Но скифы были изгнаны, как и германцы на северных границах, и единство империи было восстановлено, и Рим сделал шаг от принципата к абсолютной монархии.
После принятия христианства в Риме Скопье стало центром архиепархии Дардания. То были тяжёлые времена для империи, которая раздиралась внутренними противоречиями и регулярно подвергалась нашествиям варваров. При императоре Валенте готы вторглись в северные пределы империи, а после смерти в 395 г. Феодосия (того самого, который утвердил никейское христианство государственной религией империи) вестготы под руководством Алариха разграбили многие города на Балканах и в Греции, а позднее завоевали Рим. В этот самый период Римская империя окончательно и навсегда разделилась на Западную и Восточную, и Северная Македония вошла в состав последней.
Очередному разорению балканские города подверглись в 40-х гг. V в. в результате вторжения гуннов. Расселившиеся в Паннонии (на среднем Дунае) полчища кочевников под руководством Аттилы организовывали масштабное вторжение на Балканы, в Грецию, Северную Италию, а потом вернулись в Паннонию. Лишь после смерти их легендарного правителя они были разгромлены германцами и вытеснены в Причерноморье.
Иноземные нашествия окончательно подорвали хозяйственное благополучие Северной Македонии. Города опустели, крестьяне регулярно подвергались грабежам со стороны кочевников, даже когда они находились на службе у императоров. Поэтому романизированное население провинции всячески сопротивлялось их присутствию. Таким же образом начиналось проникновение на Балканы славян в VI в.
Пользуясь уязвимостью Византии, славянские племена пересекали Дунай и опустошали Фракию. При Юстиниане Великом (527—565) славянам было позволено расселиться на дальних пределах империи, чтобы оборонять её рубежи. Но прокормить их было тяжело, и в 548 г. славяне разорили многие города, дойдя до Адриатического моря.
Под конец правления Юстиниана империя столкнулась с новым сильным противником — Аварским каганатом. Выплатив дань, император отсрочил вторжение аваров, но после его смерти балканские области и Греция не раз были разорены ордами кочевников, в которых важную роль играли и славянские ополчения. Но авары возвращались с добычей в Паннонию, а славяне постепенно расселялись на опустошенных территориях.
Византийцы пытались сдерживать проникновение славян, но сил для этого было недостаточно. В 616 г. славяне под командованием Хацона (из племени драговитов) безуспешно пытались захватить Салоники. Город был осажден с суши и моря, но ромеям удалось взять в плен Хацона, и после его казни варвары сняли осаду и отступили.
Совместные набеги аваров и славян продолжались до 626 г., когда их объединённое войско потерпело неудачу под стенами Константинополя. С тех пор могущество аваров пошло на убыль. Но славяне больше не нуждались в таком союзнике. С началом арабских завоеваний византийцы уже не в состоянии сопротивляться славянской экспансии на весь Балканский полуостров, и Центральные Балканы, прежде всего Северная Македония, превращаются в очаг формирования южнославянской культуры.