Старинные замки издавна привлекают к себе внимание. Поросшие мхом стены, хранящие память о человеческой жестокости и нежных признаниях в любви, истории о загадочных смертях и привидениях, толстые родовые архивы и, конечно же, прекрасные залы с обветшалым шармом. У замков разные судьбы и разная известность. Ни один из узников замка Иф не сможет помериться славой с Эдмоном Дантесом, вымышленным героем, никогда не ступавшим в этот белокаменный форт, и Кастель-дель-Монте будоражит воображение тех, кому не сидится дома, не заслугами императора Фридриха Гогенштауфена, а «записками отца Адсона».

Олесский замок под Львовом обязан своей славой как именитым хозяевам, так и советскому кинематографу. Создатели «Д’Артаньяна и трёх мушкетёров» поселили в нём английского министра Бекингема, которому королева Анна Австрийская отослала свои подвески. В замке были отсняты эпизоды к первому советскому мистическому триллеру «Дикая охота короля Стаха» и прекрасной картине «Овод» режиссера Николая Мащенко. Ну а для остальной части Европы, лишь понаслышке знавшей о том, что происходило по эту сторону «железного занавеса», Олеско был вотчиной «спасителя Европы» Яна Собеского, остановившего непобедимых турок под Веной.

Вот в такое место, обещающее массу разных впечатлений, мы решили отправиться, выкроив свободный день во время поездки в Львов. Олесский замок находится на живописном холме высотой 50 метров, в стороне от посёлка. Рядом с замком разбит прекрасный парк с современными скульптурами из камня. У подножия холма, отделённый от замкового парка дорогой, находится монастырь капуцинов и барочный костёл, построенные в первой половине 18-го века.

Первое упоминание о замке встречается в булле папы римского Бонифация IX, который в 1390 г. подарил Галицкому католическому архиепископу Олесский замок и крепость Тустань. Но, если верить исследователю, жившему в XIX веке, замок уже существовал в 1327 г., когда во главе Галицко-Волынского княжества (в западной историографии — Русское королевство) стоял Юрий II Болеслав. Он был сыном князя мазовецкого Тройдена и Марии Юрьевны, дочери Юрия I Львовича, короля Руси. Галичинские бояре пригласили его на княжение через два года после гибели в 1323 г. обеих сыновей Юрия Львовича — Андрея и Льва. В «Хронике Литовской и Жамойтской» сообщается, что они погибли в борьбе против литовцев, но в российской литературе предпочтение отдаётся другой версии, что они пали от рук монголов.

Археологические раскопки позволили установить, что первый замок имел овальную форму и стену толщиной 2,5 метра, должно быть высокую. Чуть поодаль, на склоне холма, был глубокий ров, обнесённый частоколом. Попасть внутрь можно было только по каменному мосту с шестью арками, а затем через ворота с подъёмным мостом, охраняемым мощной надвратной башней. Замок играл важную роль в обороне галичинских земель от монголов, которые регулярно разоряли русские города и опустошали деревни.

Юрий Болеслав, придя на Галичину, сменил малолетнего Владимира Львовича, последнего представителя Рюриковичей на галицко-волынском престоле. По настоянию бояр он принял православие, но быстро оставил его по политическим мотивам. Активно укрепляя внешние связи, он заключил союз с польским королём Казимиром III, по которому в случае бездетной смерти Юрия княжество отходило к польскому монарху. Женитьба на дочери литовского князя Гедимина (1316—1341) обезопасила северную границу с Литвой. Но все эти шаги лишь отягчили положение княжества после неожиданной смерти Юрия Болеслава в 1340 г.

Есть мнение, что он был отравлен православными боярами, недовольными ростом влияния немецких купцов. Но лучше всех к такому развитию событий оказался готов польский король Казимир, который добавил к своему титулу домен «пан и дедыч Русской земли» и вторгся в Галичину. Он захватил Львов и вывез оттуда королевские регалии. Тем временем волынские бояре избрали на княжение Любарта Гедиминовича, мужа единственной дочери Андрея Юрьевича. Так началась война за галицко-волынское наследство, которая продолжалась 52 года. Не остался в стороне от неё и венгерский король Людовик, который, будучи сыном сестры бездетного Казимира, фактически был наследником польского престола.

За годы этого конфликта Олеско не раз переходил из рук в руки. Когда в 1366 г. Казимир III захватил большую часть Волыни, замок перешел под управление князя Подольского Александра Кориатовича. В 1370 г. Любарт воспользовался отъездом Александра на похороны польского короля и вернул себе некоторые города и замок Олеско. Но в 1377 г. Людовик уже в статусе короля Венгрии и Польши совершил успешный поход против литовцев, занял Волынь и поставил своего наместника в Галиче. Лишь после его смерти в 1382 г. Любарт выкупил Олеско и другие важные города у венгерских старост. В последние годы венгры отказались от претензий на Русское королевство, и в 1387 г. Галичина была занята поляками.

Это был интереснейший период в истории Польского государства. В начале 1385 года юная королева Ядвига вышла замуж за великого князя литовского Ягайло, который принял крещение по латинскому обряду (вскоре после этого в католичество обратилось почти всё литовское дворянство). Католическое влияние постепенно росло и на Галичине, и мы уже упоминали о булле римского папы Бонифация IX. Галицкий архидиоцез, созданный в 1375 г., в 1412 году был перенесен во Львов, который стал центром католического миссионерства.

При молодом короле Владиславе Варненчике, правившем в Польше и Венгрии и прославившемся походом против турок в 1444 г. (в котором он и погиб), замок и окрестные земли были переданы в собственность шляхтичу Яну Сенинскому с правом закладки города по Магдебургскому праву. В это самое время усилиями немецких купцов бурно развивался соседний Львов, где устраивались ежегодные ярмарки, продолжавшиеся несколько недель. Внутри Олесского замка тоже начинается строительство.

Во второй половине XV века Галичина часто подвергается набегам крымских татар, и жители Олеска находят спасение за высокими стенами замка. Но в 1512 г. татары штурмом взяли замок и опустошили его. Через семь лет в сражении с татарами под Сокалем погиб один из совладельцев замка Фридерик Гербурт, польский шляхтич, женившийся на Анне Олесской, внучке Яна Сенинского.

С 1557 г. часть правая часть замка принадлежала роду Даниловичей. В ходе реконструкции, продолжавшейся с 1590 по 1620 гг., была построена новая надвратная башня, в восточной и западной частях к внешней стене были пристроены двухэтажные строения, а в северной стороне — трёхэтажное. Подвалы и помещения на первом этаже были приспособлены для хозяйственных нужд. Вход из детинца в жилые комнаты был украшен ренессансным порталом.

Совладелец замка Ян Данилович, кравчий польского короля Сигизмунда III, был вторично женат на Софии, дочери польского военачальника Станислава Жолкевского (этой фамилии принадлежала вторая половина замка). Когда же в 1605 г. семья Яна переселилась в Олеско, Станислав выделил для охраны своей дочери казаков во главе с Михаилом Хмельницким, отцом будущего Запорожского гетмана Богдана Хмельницкого (1595–1657). Детские годы Богдана прошли в Олесском замке, где его отец был управляющим. Но это не спасло замок от разграбления во время антипольского восстания, начавшегося в 1648 г. под руководством Хмельницкого.

Сын Яна и Софии, Станислав Данилович (1611—1636), с юных лет участвовал в войнах с Русским государством и татарами. Выросший на Галичине, он был свидетелем разорительных набегов ногайцев из Буджакской степи. Но в одном из походов в татарские степи он попал в плен к ногайскому мурзе Кантемиру и был казнён, а замок достался трём его сестрам — Катерине, Марциане (обе — дочери от первого брака) и Софии Теофилии. София вышла замуж за польского магната Якуба Собеского, и 17 августа 1629 г. от этого брака в Олесском замке родился Ян, будущий король Речи Посполитой. Но Собеские владели Жолковским замком и всей Жолквой, а Олеско перешло к семьям двух других сестер — Фирлеям и Конецпольским. С 1647 года Конецпольские были единственными хозяевами замка, но потеряли его из-за больших долгов.

В 1682 году Ян Собеский (уже будучи королём Речи Посполитой) выкупил Олесский замок, который к тому времени был поделен между семнадцатью кредиторами Конецпольских. А спустя два года началась его реконструкция, которая продлилась три года: на территории вокруг замка были построены новые конюшни и служебные помещения.

По желанию жены короля Марии Казимиры на северном склоне холма был посадили фруктовый сад, а с южной стороны разбили замковый парк в итальянском стиле. Новая резиденция стала украшением Олеско, а сам город получил право проводить пять летних ярмарок и двухнедельные торги. В Русском воеводстве родовыми имениями Собеских были также Жолква и Золочев.

После смерти Яна его вдова Мария Казимира, которой перешло большое наследство, не сумела привести на трон своего протеже и вскоре уехала из Польши. Она умерла в замке Блуа в 1716 г., а владельцем Олеско стал её старший сын Якуб Людвиг Генрих (1667—1737). Он родился в Париже, где Мария Казимира искала политическую поддержку для своего мужа, когда тот ещё был великим маршалком коронным. Имя он получил в честь своего деда Якуба, французского короля Людовика XIV и английской королевы Генриетты Марии (оба стали крёстными родителями мальчика). Якуб претендовал на престол Речи Посполитой, но все его попытки были неудачными. Он жил в своем имении в Силезии, а замок Олеско продал в 1719 г. Станиславу Ржевускому, на тот момент великому гетману коронному.

После смерти Станислава в 1728 г. замок переходит к его сыну Северину Юзефу, волынскому воеводе, который задумывает превратить замок в роскошный дворец. Для переоформления интерьеров он приглашает французского скульптора Лебласа, под руководством которого в комнатах строят новые камины, стены покрывают росписями и лепниной, а плафоны — картина с мифологическими сюжетами. Каждый из залов получает своё название: европейский, венский, зеркальный, жёлтый и пр.

Но в 1754 г. Северин умер, и замок отошёл к его брату Вацлаву Петру, который владел соседним замком в Подгорцах. Он вывозит ценные вещи из Олеско, а в 1796 г. и вовсе продаёт замок Александру Зелинскому. В эти годы замок и прилежащий к нему парк приходят в запустение. В 1806 г. замок пережил пожар, в 1824 г. — сменил владельцев и перешел в собственность семьи Литинских. Не имея больших доходов, они занимали лишь несколько комнат второго этажа, окна в остальных помещениях были забиты досками. В 1836 г. замок снова был охвачен огнём, а после землетрясения, случившегося 23 января 1838 г., в его стенах появились трещины.

Большой ущерб интерьерам Олесского замка нанесли сами его хозяева. После того как в одной из комнат был обнаружен тайник с драгоценностями, в поисках новых кладов они начали поднимать полы и разбирать камины. Лишь в 1882 г. комитет, в который входили богатые дворяне и деятели искусств, выкупил замок у Софии Литинской и передал его властям Галиции и Лодомерии (это королевство возникло после раздела Речи Посполитой в 1772 году). Восстановление замка началось в 1891 г., пострадавшие от землетрясения участки стены были укреплены каменными контрфорсами. В 1898 году в отреставрированной части здания открылась женская сельскохозяйственная школа.

В годы Первой мировой войны замок снова сильно пострадал. После Советско-польской войны 1919—1921 годов, завершившейся для большевиков неудачно, Западная Украина отошла к Польше. Олесский замок продолжал ветшать до начала тридцатых, когда комиссия во главе с ректором Львовской политехники, известным архитектором Витольдом Минкевичем, разработала план восстановления замка. Приуроченные к 250-й годовщине победы под Веной, реставрационные работы начались в 1933 г. под руководством А. Маевского. Но вернуть замок к жизни не позволила Вторая мировая война.

Осенью 1939 года Олеско, как и вся Галичина, был оккупирован советскими войсками (в соответствии с пактом Молотова-Риббентропа). До середины 1940 года в замке находился лагерь для польских военнопленных. Во время немецкой оккупации, продолжавшейся до 22 июля 1944 года, помещения замка использовались как склады.

После завершения Второй мировой войны в истории Олесского замка открылась новая, советская страница. Начиналась она с практически полного разрушения замка в результате большого пожара, но были в ней и яркие эпизоды, о которых имеет смысл рассказать отдельно. Как и о людях, чьими усилиями один из самых славных памятников Галицкой Руси сохранился до наших дней.