Историю пишут и переписывают люди. Историю Северной Македонии пишут прямо у нас на глазах, скрепляя слова политиков деяниями скульпторов и писателей. Да так уверенно, что жители Скопье всего за пару лет успели свыкнуться с исполинскими фонтанами и бронзовыми статуями в туниках, пусть и досаждающими грекам и болгарам, но всё же привлекательными для заезжих гостей.
Впрочем, столица Северной Македонии примечательна не только неоклассическими дворцами и низкими ценами. Стоит перейти реку Вардар по Каменному мосту, как попадаешь в типичный турецкий городок с небольшими домиками, разноцветными фасадами, местами отделанными деревом, и черепичными крышами. Это — Старая Чаршия, крупнейший восточный базар на Балканах. Стережёт его могучий каменный янычар, с высоты соседнего холма поглядывающий на толчею посреди узких рыночных переулков. И зовётся он Скопско Кале — крепость Скопье.
Можно только гадать, кто и когда первым построил крепость на этом месте. Историки хотят верить, что отдельные участки стены из аккуратно выложенных больших тёсаных камней (так называемая циклопическая кладка) относятся к эпохе Юстиниана Великого (527–565). Вполне возможно, ведь после разрушительного землетрясения 518 года римский город Скупи отстраивался заново. Заметьте, именно так назывался нынешний Скопье до появления южных славян на Балканах.
Значение города выросло после того, как будущий царь Самуил перенёс в Скопье столицу Болгарского царства. Самуил стал фактическим правителем в 971 году после того, как византийцы пленили царя Бориса и заняли восточные области Болгарии, а в 991 году он сам был провозглашён царём. Вокруг Скопье были построены мощные стены, искушавшие великих завоевателей. Город разоряли войска византийского императора Василия Болгаробойцы и предводителя норманнов Роберта Гвискара, прославившегося изгнанием византийцев из Италии и сожжением Рима.
Болгары, византийцы и сербы боролись за Скопье, пока в конце XIII века не наступил относительно спокойный период сербского правления. При короле Сербии Стефане Милутине (1282–1321) Скопье стал расширяться за крепостные стены. В городе были построены церкви и монастыри, венецианские купцы стали открывать в нём торговые лавки.
При короле Стефане Душане (1331—1355), объединившем большую часть балканских земель, Скопье стало столицей Сербского царства. Из-за стратегического значения города крепость была расширена, были обновлены некоторые участки крепостной стены, а в её восточной части построена большая башня.
Однако вскоре после смерти Стефана Душана его царство распалось на мелкие княжества, не без помощи внешних сил. Но ни Венгерское королевство, достигшее пика своего могущества во второй половине XIV века, ни Византия не имели сил для того, чтобы объединить христианские государства на Балканах. С востока к Балканским горам подступала новая мировая держава — Османская империя.
После трагической гибели султана Мурада Худавендигяра на Косовом поле в июне 1389 г. к власти пришел его сын Баязид, который первым делом решил закрепить успех на Балканах. С этой целью было организовано расселение тюркских родов между городами Скопье и Ниш. По приказу султана Гази Эвренос-бей вернулся в Сере (на севере Греции), Фируз-бей двинулся на север Болгарии, а Паше Йигит-бею было поручено закрепиться в Скопье.
Турецкие историки не называют точную дату завоевания города. Согласно некоторым европейским авторам, турки заняли Скопье 6 января 1392 г. Вслед за этим Паша Йигит-бей расселил в городе и его окрестностях своих сородичей — саруханских туркменов.
Паша Йигит-бей начинал свою службу под началом Сулейман-паши, сына султана Орхана-гази, отличившегося во время завоевания Румелии. После его смерти он бесстрашно сражался под знамёнами Эвренос-бея и был назначен командиром лёгкой конницы акынджи. В битве на Косовом поле против объединённых сил сербов и босняков Паша Йигит-бей находился среди тех, кто первым атаковал ряды противника.
Мужественный воин, Паша Йигит-бей проявил себя и как мудрый руководитель. Он управлял Скопье в течение 22 лет до 1414 г. После него до 1439 г. правил его сын Исхак-бей, а следом до 1463 г. — его внук Иса-бей. Представители этого рода сыграли огромную роль в распространении ислама и турецкой культуры в регионе, построили более 30 мечетей, 13 мостов, пять имаретов и шесть караван-сараев.
Скопье оставался важнейшим городом на Балканах до 1521 г., когда османы заняли Белград. Многие католики и православные, проживавшие на этих землях, обратились в ислам. В 1445 г. в городе было две мечети, медресе и имарет, в 1529 г. — уже шесть соборных мечетей, 42 небольшие мечети, две медресе и восемь бань. Османский историк 16-го века Кемальпашазаде называет Скопье «румелийской Бурсой». В 1569 г. в городе проживало около 30 тыс. человек, причем из 67 кварталов города лишь десять были населены иудеями и христианами.
Среди факторов, способствовавших распространению ислама среди местного населения, историки называют справедливость турецких наместников, которые решительно пресекали любые противоправные действия в отношении немусульман, а также быстро и жестоко карали за взяточничество, воровство и прочие преступления. Кроме того, христиане, поступавшие на службу султану, получали земельные наделы и, приобщившись к турецкой элите, быстро меняли своё отношение к исламу.
В 1660 г. Эвлия Челеби описывает Скопье как хорошо укреплённую крепость, окружённую двойной стеной с 17 башнями. Город находился на высокой скале, которая возвышалась над рекой Вардар, между еврейским и рыночным кварталами. С этой западной стороны крепость была практически неприступна. С трёх других сторон город был окружён оборонительным рвом, и попасть в него можно было только по деревянному мосту.
После османского завоевания предназначение крепости изменилось, постройки использовались как армейские бараки, склады, мастерские. Южные ворота крепости и боковые башни были усилены, были построены новые проходы и лестницы. Но очень скоро границы Османской империи были передвинуты далеко на север, и Кале, утратив военно-стратегическое значение, стало домом для небольшого гарнизона. Наиболее ранние османские монеты, найденные на территории крепости, относятся к правлению Баязида I (1389—1402), что позволяет предположить, что торговля не сразу вернулась в город.
В октябре 1689 г. армия австрийского генерала Энео Пикколомини заняла Скопье. В своей депеше императору он сообщил, что крепость находилась в запущенном состоянии. Двенадцать башен и небольшой ров были не в состоянии обеспечить ей защиту, и крепость пала после первого штурма под натиском всего 400 всадников. Это плохо согласуется с описанием, которое приводит Эвлия Челеби, и трудно объяснить, как за неполные три десятилетия городские укрепления пришли в упадок.
Как бы там ни было, австрийское завоевание обернулось для города катастрофой. Скопье был предан огню в течение двух дней, как сообщается, из-за эпидемии холеры. По другой версии, Пикколомини мстил туркам за разрушение Вены во время осады 1683 г. Многие бежавшие из Скопье, в том числе евреи, переселились в Софию и Белград. Часть мусульманского населения расселилась в Стамбуле, основав там квартал Ускюп в районе Эюп.
Турецкая власть в городе была восстановлена на следующий год, после того как войска Коджа Халил-паши и крымского хана Селима Гирея нанесли поражение австрийцам. В 1700 г. турки обновили фортификационные сооружения, была построена большая внешняя стена с мощными башнями и амбразурами. Южные ворота утратили своё значение, а новые главные ворота были построены со стороны рыночного квартала и Мраморной мечети времён султана Баязида II.
Эти восточные ворота сохранились до наших дней и через них можно попасть в прекрасный парк, разбитый на склоне холма. Ещё один вход в Кале был открыт со стороны реки на западной стороне. Теперь они не функционируют, а рядом с ними проложена оживлённая дорога.
Тем не менее жизнь в Скопье не вернулась в прежнее русло. Для империи, привыкшей пополнять казну за счёт успешных войн, наступили тяжёлые времена застоя. В городах процветали ростовщики, в деревнях — владельцы чифтликов, сумевшие перевести тимар в частное или наследственное владение. Произвол чиновников и множество разных налогов отбивали у людей желание работать в мастерских или на земле.
В первой половине XIX века социально-экономическое положение в Румелии усугубилось территориальными потерями турок на Балканах. Население Скопье поддерживалось за счёт турок, которые бежали из Сербии и Болгарии. И лишь открытие железнодорожного сообщения между Белградом и Салониками в 1873 г. внесло оживление в жизнь Скопье.
Согласно переписи населения, в 1877 г. в городе проживали 16462 мусульманина, 14586 христиан и 160 иудеев — всего 31208 человек (против 20800 человек в 1870 г.). По данным «Салнаме Косовского вилаята», в 1898 г. в городе было 32 мечети, 17 молельных домов для мусульман, восемь медресе, 19 текке, четыре церкви, одна синагога, 17 школ для мусульман и столько же для немусульман, одна типография, четыре общественные бани, 32 источника питьевой воды, восемь отелей, 75 ресторанов, 32 кофейни, 69 пекарен, 44 хана и 1410 магазинов.
Вместе с ростом нетурецкого населения в Скопье, как и в других турецких городах на Балканах, росли националистические настроения. В 1903 г. город стал одним из пяти очагов Илендинского восстания, которое было подавлено регулярной армией и отрядами башибузуков. Повстанцы, члены Внутренней македонско-одринской революционной организации, действовали отчаянно и жестоко, но так и не получили поддержки из-за рубежа.
После прихода к власти младотурок европейским державам удалось поднять против турок и албанское население Румелии. В 1910-1912 гг. происходили так называемые Албанские восстания, вызванные недовольством местных жителей налоговой политикой, призывом албанцев на военную службу и разоружением гражданского населения. И хотя некоторые из албанских лидеров рассчитывали, опираясь на поддержку Великобритании, создать независимое албанско-македонское государство, они не нашли поддержки у большинства старейшин родов. В начале сентября 1912 г. османское правительство в очередной раз пошло на уступки албанцев и согласилось с рядом их требований. А уже через месяц началась Первая Балканская война, и 26 октября сербская армия заняла Скопье после того, как турецкие войска оставили его.
По Бухарестскому миру 1913 г., Скопье, Приштина и некоторые другие территории отошли к Сербии. В Первую мировую войну Скопье оказался под властью болгар, и в конце Первой мировой войны крепость использовалась в качестве штаба Австрийской армии. В сентябре 1918 г. город снова отошёл к сербам.
После образования Югославии, в период между 1921-30 гг., на территории крепости было построено около десяти зданий, использовавшихся военными. После 1951 г. военные освободили эти помещения, и в них расположились Археологический и Исторический музеи. Но все они были разрушены в результате сильнейшего землетрясения 1963 г. Фундамент некоторых из этих строений был сохранен в качестве свидетельства поздних преобразований внутри крепости.
В настоящее время Скопско Кале является одним из символов Северной Македонии. В феврале 2011 г. городские власти попытались под покровом ночи начать строительство церкви внутри крепости. Это привело к столкновениям между македонцами и албанцами, и строительство храма было приостановлено. Но интрига сохранилась, и борьба за будущее крепости продолжается. Возможно, поэтому на территории Кале ощущается некоторая бесхозность. Зато со стен крепости открываются прекрасные виды на город и реку Вардар.