Примерно в 6 км от Эджеабата, на берегу Дарданелл, находятся руины крепости Бигалы. Полуразрушенные стены с бойницами, оказавшиеся во власти ветров и дождей, напоминают о смутных временах Селима III, когда янычары, не сумевшие проявить доблесть на поле боя, взбунтовались против своего султана.
О, сколько всего могут рассказать эти камни. Говорят, они были доставлены сюда из древнего города Сеста, который находился неподалёку. С ним связана одна из самых романтичных легенд Греции о жрице Геро и Леандре, утонувшем в темных водах пролива, так и не добравшись до своей возлюбленной.
Здесь же витает тень удачливого, хотя и не очень талантливого английского адмирала Джона Дакворта. Именно его дерзкий рейд к стенам Константинополя в 1807 г. вызвал цепь событий, сыгравших роковую роль в судьбе Османской империи.
Это был период тяжелейших испытаний для султана Селима III, образованного монарха, знатока духовной музыки, покровителя искусства и ревностного борца с пьянством. Кризис военно-ленной системы и военные поражения вынудили его реформировать государственный аппарат и создать армию по новому образцу. Была создана система образования, которой в прежние времена попросту не было, были открыты новые школы и колледжи. Ломка устоявшихся веками традиций вызывала неудовольствие духовенства и янычар и вдобавок ко всему протекала на фоне тяжелейшего экономического кризиса.
Наиболее агрессивную политику против турок проводила Россия. Османы ещё не оправились от потери всего Северного Причерноморья, что было закреплено Ясским мирным договором 1792 г., а в Петербурге уже вынашивали планы по вторжению на Балканы. Не меньшим ударом по самолюбию турок стало занятие Каира армией Наполеона Бонапарта летом 1798 г. Дальнейшее продвижение экспедиционной армии в Сирию было остановлено лишь при поддержке англичан, которые опасались нарушения баланса сил на континенте.
Вскоре после провального окончания Египетского похода во Франции произошёл переворот 18 брюмера (7 ноября 1799 г.), и к власти пришёл всё тот же Наполеон Бонапарт. Теперь в его планы входило установление гегемонии во всей Европе. Поэтому он попытался склонить Турцию к долгосрочному миру, и такое соглашение было подписано в Париже 25 июня 1802 г. После провозглашения Наполеона Императором Французов наметилось ещё большее сближение между двумя империями.
В 1806 г. французский дипломат и дивизионный генерал Орас Себастьяни прибыл в Константинополь и сумел войти в доверие султана. Он убедил его в том, что Константинополь можно защитить от британских и русских кораблей и что русская армия не сможет оказать туркам реального сопротивления; к тому времени значительные силы русских были переброшены в Польшу и Восточную Пруссию для сдерживания французов.
Себастьяни прекрасно справился со своей миссией, и в августе 1806 г. Селим III сместил правителей Молдавии и Валахии, что вызвало резкое неодобрение Петербурга. Александр I не стал колебаться, и в ноябре того же года русские войска под командованием генерала Ивана Михельсона перешли Днестр и начали продвигаться вглубь Молдавии. Турция ввязалась в очередную войну, которая с самого начала стала складываться не в её пользу.
Английский посол в Константинополе потребовал от султана немедленно выслать из страны Себастьяни, объявить войну Франции и уступить России Молдавию и Валахию. Британия не располагала многочисленным флотом в Средиземном море, и рычаги давления на Турцию были ограничены. Когда же султан проигнорировал требования посла, англичане решили провести беспрецедентную на тот момент устрашающую операцию против турок.
Английские корабли собрались у острова Тенедос, их было всего восемь линейных, два фрегата, два бомбардирских и один транспортный. Командующему операцией Джону Дакворту было поручено пройти через проливы и создать угрозу Константинополю, чтобы принудить султана к разрыву союза с Наполеоном.
19 февраля 1807 г. британская эскадра, воспользовавшись благоприятным ветром, вошла в Дарданеллы. Турецкие корабли практически не оказали сопротивления противнику, и даже огонь береговых батарей был не эффективным.
21 февраля британские корабли уже стояли на якоре в Мраморном море. Реально угрожать городу малыми силами не получалось, а атаковать турецкий флот Дакворт так и не решился. Вместо этого он вступил в переписку с турками, которая затянулась и не принесла никакого результата. Вечером 1 марта англичане повернули назад, а через два дня с небольшими потерями миновали турецкие береговые укрепления и вышли из Дарданелл.
В Константинополе этот инцидент вызвал ликование, за которым, однако, просматривалась полнейшая неспособность турок контролировать Дарданеллы. Их береговая артиллерия уже не имела преимущества даже перед корабельными пушками противника. Любопытно, что в 1866 г. султан Абдул-Азиз подарил королеве Виктории старинное орудие, отлитое аж в 1464 г., из которого турки обстреливали эскадру Дакворта. Это бронзовое орудие весом 18,6 тонн, стрелявшее каменными ядрами диаметром до 63 см, в настоящее время хранится в форте Нельсон на юге Англии.
Руководство работами по возведению новых укреплений на подступах к Константинополю было поручено французскому инженеру Жушерко де Сен-Дени. По его рекомендации в месте сужения пролива было начато строительство на анатолийском берегу крепости Нара, а прямо напротив неё в Румелии — крепости Бигалы. Но завершить инженерные работы в короткие сроки не удалось — уже в конце мая 1807 г. началось восстание янычар, приведшее к серьёзным потрясениям в государстве.
Селим III был свергнут и убит, а вместе с ним были похоронены надежды на мирное проведение реформ. Борьба между сторонниками и противниками преобразований завершилась поражением последних и воцарением Махмуда II, который уже не искал для Турции собственный путь развития и целиком ориентировался на Европу. При нём строительство крепости Бигалы было продолжено и завершено в 1822 г.
Во время героической обороны Галлиполийского полуострова в 1915 г. здесь располагалась оружейная мастерская Третьего османского корпуса, которым командовал легендарный Мехмет Эсат-паша.
В 1980 г. Министерство культуры Турецкой республики объявило крепость Бигалы археологическим памятником, но восстановительные работы не начинались вплоть до октября 2017 г. Ожидается, что они продлятся полтора года, после чего крепость будет открыта для туристов. Как пишут турецкие газеты, на восстановление памятника выделено почти 18 миллионов лир.
Летом 2016 г., когда я побывал на руинах крепости, смотреть было почти не на что. Сохранились только фрагменты крепостных стен и двое арочных ворот, расположенных на северо-восточной и юго-западной стороне. Кладка небрежная, возможно, потому что строительные работы велись в спешке. Внутри крепости и вокруг всё поросло сорняками и папоротниками, кое-где стояли деревья, в тени которых любители рыбалки могли укрыться от знойного солнца.
У дороги напротив крепости был себиль, построенный в октябре 1985 г. Надпись на табличке призывала помолиться за души тех, кто вместе с Сулейман-пашой, сыном Орхана Гази, освободил эти земли от византийцев, и кто не жалел своих жизней, обороняя их во время Галлиполийской операции союзников. Примерно в четырёх километрах отсюда деревня Бигалы, куда мы и направились дальше, даже не подозревая о том, что это красивейшее место притяжения туристов на полуострове.