Вена распрощалась с городской стеной позже многих других европейских столиц. Их непригодность для оборонительных целей была очевидна уже в 1805 году, когда город был занят армией Наполеона. Спустя четыре года французы, покидая Вену, разрушили значительную часть городских укреплений, но в 1811-16 годах три бастиона в юго-западной части города были восстановлены, а впоследствии между Львиным и Каринтийским бастионами были воздвигнуты куртина и внешние ворота.
Строительство ворот было начато в 1818 году по проекту известного итальянского архитектора Луиджи Каньолы, но тут вмешался император Франц I. Он не был удовлетворён высотой ворот, и работы были продолжены лишь спустя три года, после утверждения проекта придворного архитектора Петера Нобиле. Торжественное открытие внешних ворот состоялось в октябре 1824 года и было приурочено к одиннадцатой годовщине победы над Наполеоном под Лейпцигом.
Консервативное правительство Меттерниха выступало против строительства заводов и фабрик, отказывало в концессиях на строительство железных дорог, всячески пытаясь сохранить феодальные устои. Не уделялось должное внимание и решению социальных проблем, обострявшихся по мере роста городов. Нехватка питьевой воды в Вене, численность населения которой приближалась к 400 тысячам человек, в 1831-32 годах привела к вспышке заболеваемости холерой.
Политическая реакция сказывалась и на архитектуре того периода, которая сохраняла приверженность неоклассицизму. Дворец Разумовского, построенный для российского посла в Ландштрасе, здание политехнического института на площади Карлсплац и храм Тесея в Фольксгартене отражают настроения двора Габсбургов, видевших в строгих пропорциях ордерной архитектуры проявление порядка и абсолютной власти.
Благодаря великим композиторам классической школы Вена удерживала за собой статус одной из культурных столиц Европы. В городе работали и творили такие видные драматурги, как Фердинанд Раймунд и Франц Грильпарцер. Вместе с тем в образовательной и научной сфере назрели перемены, к которым власти были совершенно не готовы. Зальцбургский университет, один из старейших в империи, который был закрыт во время баварской аннексии в 1810 году, функционировал лишь в качестве лицея. Условия работы в Венском университете не позволяли реализоваться такому учёному, как Кристиан Доплер, который даже подумывал об эмиграции в Америку.
В 1848 году революционное движение перекинулось из Франции и Германии в Австрийскую империю, охваченную экономическим кризисом и межнациональными противоречиями. Осенью революция была жестоко подавлена, но одним из её достижений стала отмена феодальной юрисдикции. Права землевладельцев были переданы государству, которое теперь могло распоряжаться землёй в целях общественного блага. Последствия этого решения не заставили себя долго ждать, и уже в 1850 году недавно созданный городской совет присоединил к Вене пригороды в пределах Линейного вала. Так называлась внешняя линия оборонительных укреплений Вены, построенная в 1704 году и разрушенная в 1894 году при строительстве Венской кольцевой дороги.
Теперь крепостные стены не только служили напоминанием о старых порядках, но и мешали передвигаться в пределах города. Их судьба была решена лишь в 1857 году, когда молодой император Франц Иосиф написал письмо министру внутренних дел Александру фон Баху, начав его словами: «Такова моя воля». Сносу подлежала не только стена, но и все фортификационные сооружения вдоль неё, оборонительный ров полагалось засыпать, а на месте образовавшегося кольца построить бульвар. Был объявлен конкурс на лучший проект для будущей Рингштрассе, в рамках которого было рассмотрено более восьмидесяти предложений и было одобрено строительство новых правительственных и жилых зданий, музеев, оперного театра и университета. Расчистка территории осуществлялась поэтапно и продолжалась до 1874 года.
Отказавшись от жестких требований ордерной архитектуры, венские архитекторы второй половины XIX века обратились к французской неоготике (Вотивкирхе, 1853-1879), фламандской неоготике (Ратуша, 1872-1883), неогреку (Здание парламента, 1874-1883), французскому ренессансу (оперный театр, 1861-1869), тосканскому ренессансу (Музей прикладного искусства). Бюрократический стиль Пауля Шпренгера, главного архитектора эпохи Меттерниха, уступил место направлению, которое в семидесятых годах прошлого века было названо историзмом. Впрочем, идеи Шпренгера получили развитие несколько позже, когда городское строительство в Европе было подчинено принципу «абсолютной целесообразности».
Но они совершенно не пришлись ко двору Франца Иосифа, когда Вена будоражила культурное и интеллектуальное пространство Европы достижениями в музыке, живописи, психологии, науке. Венским архитекторам была предоставлена огромная творческая свобода, и они не просто обнесли Внутренний город изысканными дворцами, но и создали особый стиль Рингштрассе. Апеллируя к афинской демократии, гуманизму Ренессанса и вольности средневековых городов, они связывали настоящее и прошлое и делали архитектуру понятной не только для интерпретаторов, но и для широких масс.
Придворный оперный театр стал одним из первых грандиозных сооружений на Рингштрассе, и его проектирование было поручено профессорам Венской академии художеств Эдуарду ван дер Нюллю и Августу Сикарду фон Сикардсбургу. Строительными работами руководил чешский архитектор Йозеф Главка, который выполнил в Вене около 140 строительных заказов. Внимание уделялось каждой детали, благо заказчиком театра был сам император, но из-за подъёма уровня улицы примерно на один метр здание получилось приземистым и стало объектом язвительных насмешек. Его называли «затонувшим сундуком с сокровищами» и сравнивали с несчастьем, постигшем австрийскую армию при Садове. Не выдержав позора, ван дер Нюлль повесился, а через несколько недель от туберкулёза умер его коллега, и никто из них не дожил до завершения работ.
Торжественное открытие театра состоялось 25 мая 1869 года оперой Моцарта «Дон Жуан». Постепенно голоса критиков стихли, и здание оперы стало одним из символов города. В феврале и марте 1945 года авиация союзников сбросила на Вену 80 тысяч тонн бомб, в результате чего было разрушено более 12 тысяч зданий. Пострадал и большой зал оперного театра, который вернулся к жизни лишь в ноябре 1955 года постановкой единственной оперы Бетховена «Фиделио».
Под высочайшим покровительством кайзера осуществлялось и строительство двух музеев для императорской коллекции предметов искусств и природных экспонатов. К конкурсу были привлечены самые известные архитекторы, работавшие в Вене. Эдуард ван дер Нюлль и Август Сикард фон Сикардсбург предложили построить музеи рядом с Хофбургом, на нынешней площади Хельденплац. Людвиг Фёрстер считал возможным разместить их между дворцом Шварценберг и городским парком. Были и другие идеи, но ни один из проектов не был встречен с одобрением.
Найти блестящее решение удалось после привлечения к работе немецкого архитектора Готфрида Земпера, который до того работал в Дрездене, Париже, Лондоне и Цюрихе. Земпер взял за основу проект Карла фон Хазенауэра, но предложил сделать музеи частью огромного ансамбля — Кайзерфорума, главное место в котором займут три новых здания императорского дворца. В 1870 году проект был одобрен, и уже в следующем году Земпер переехал в Вену, где началось строительство двух музеев и юго-восточного крыла нового дворца.
Сотрудничество двух архитекторов было плодовитым, но из-за частых разногласий в 1876 году Земпер покинул Вену. Спустя три года он умер в Риме, так и не увидев своего детища. Внешние работы в обоих музеях, построенных в стиле итальянского ренессанса, были завершены в 1880 году. Музей естествознания был торжественно открыт в 1889 году, а музей истории искусств — спустя ещё два года.
Площадь между двумя музеями было решено посвятить императрице Марии Терезии, которая пользовалась народной любовью и осуществила важные военные, административные и экономические реформы. В 1874 году сразу несколько скульпторов предложили свои проекты памятника императрице, и Франц Иосиф выбрал проект Каспара Цумбуша. К проекту также были привлечены архитектор Кард фон Хазенауэр и историк Альфред фон Арнет. Работа над бронзовой композицией весом 44 тонны продолжалась тринадцать лет и была завершена в 1888 году.
Строительство Нового дворца оказалось очень дорогостоящим, и внешние отделочные работы были завершены лишь в 1913 году. Империя была уже не в состоянии нести расходы на строительство Кайзерфорума, и престарелый Франц Иосиф отказался от своей мечты. На протяжении следующих десятилетий Новый дворец использовался в разных целях, и именно с его балкона 15 марта 1938 года Адольф Гитлер провозгласил аншлюс Австрии и Третьего рейха. В настоящее время во дворце экспонируются собрание древностей из Эфеса, императорская коллекция оружия и музыкальных инструментов. Здесь же расположились Австрийская национальная библиотека и музей папирусов.
Имперское правительство не желало уступать регулирование нового строительства городскому совету. С этой целью в 1858 году был создан Фонд развития города, который подчинялся казначейству. Тем не менее гемайндерат, как его называют в Австрии, играл всё большую роль в жизни города и уже не вмещался в здание старой ратуши. Новая ратуша должна была стать символом грандиозных перемен в общественной и политической жизни города, и после долгих дебатов ей было отведено место на парадном плацу в Йозефштадте.
Проектирование новой ратуши было доверено немецкому архитектору Фридриху фон Шмидту, который к тому времени уже был хорошо известен благодаря реставрации собора Святого Стефана. Виртуозно владея неоготическим стилем, Шмидт построил грандиозный дворец с семью внутренними дворами и пятью башнями на главном фасаде. Центральная из этих башен высотой 105 метров увенчана фигурой ратхаусмана - стража, одетого в парадные доспехи императора Максимилиана I. Строительство ратуши было завершено в 1883 году.
Прилегающие к ратуше здания имеют арочные пассажи и образуют композиционный ансамбль, ставший возможным благодаря задумке Франца Риттера фон Ньюмана, тогда ещё молодого архитектора, работавшего на Фридриха фон Шмидта. Самый последний из таких аркадных домов был построен известным венским архитектором Августом Кирштайном в 1913-18 годах в неоготическом стиле, но выделяется угловой башней с элементами арт-нуво. На первом этаже здания экспонируется коллекция современного искусства департамента культуры города Вены, здесь же можно взять произведения искусства напрокат.
Фридрих фон Шмидт оказал огромное влияние на архитектуру Рингштрассе, и за свои заслуги в 1886 году он был возведён во дворянство и получил титул барона. Не менее ярким и плодотворным было творчество другого архитектора Рингштрассе — Теофила фон Хансена. Уроженец Копенгагена, он обучался архитектуре у выдающегося немецкого мастера Карла Фридриха Шинкеля, который привил ему любовь к античной культуре и классицизму. Первый дворец на Рингштрассе был построен им в 1861-63 годах для кирпичного магната Хайнриха Драше. Он находился прямо напротив оперного театра, но сильно пострадал во время Второй мировой войны и впоследствии был снесён.
В тот же период Хансен работал над интерьером дворца Тодеско, построенного в 1861-64 годах напротив оперного театра. Здание, впечатляющее своим фасадом, было спроектировано Людвигом Фёрстером для семьи банкира и предпринимателя еврейского происхождения Эдуарда Тодеско. На приёмах у Тодеско можно было встретить знаменитых ученых и композиторов, и рассказывают, что именно там Иоганн Штраус познакомился со своей будущей женой Генриеттой Трефц.
По проекту Хансена были построены дворец эрцгерцога Вильгельма, в котором сейчас располагается штаб-квартира ОПЕК, и дворец богатого фабриканта Гюстава Эпштайна перед Фольксгартеном. Биржевой крах 1873 года поставил компанию Эпштайна на грань банкротства, и он вынужден был продать дворец, который с тех пор не раз менял владельцев. После аншлюса Австрии в нём расположился рейхштальгартер — представитель германского правительства. В последние годы дворец используется австрийским парламентом, а его первый этаж, восстановленный в первоначальном виде, можно посетить с экскурсией.
При проектировании нового здания Венской академии художеств, которая в 1872 году получила статус высшего учебного заведения, Хансен обратился к теме итальянских ренессансных дворцов. Официальное открытие здания на Шиллерплац состоялось в 1877 году, но оформление интерьера продолжалось ещё пятнадцать лет. Потолочные росписи в помещениях академии принадлежат кисти известного немецкого художника Ансельма Фейербаха, который преподавал там историю живописи. Учиться в академии мечтал Адольф Гитлер, но обе его попытки поступить туда завершились неудачей.
Пока продолжалась работа над академией художеств, Хансен выиграл конкурс на лучший проект для здания Рейхсрата — двухпалатного законодательного органа австрийской части Австро-Венгрии. Отдав предпочтение стилю неогрек, обязывающему к скрупулёзному соблюдению пропорций, архитектор сумел совместить монументальность с необыкновенной лёгкостью форм. Здесь ему очень пригодился опыт, приобретённый в Афинах, где он изучал греческую и эллинистическую архитектуру, а принятие важных решений, связанных с дизайном дворца, не обходилось без участия известного предпринимателя и мецената Николаоса Думбаса.
Здание Рейхстара (теперь уже парламента) было построено в 1874-1883 годах. В тот же период в Афинах по проектам Хансена строились Афинская академия и выставочный зал «Заппион», и их стилистическое сходство с Венским парламентом не вызывает сомнений. Хансен был ответственным не только за планировку дворца, но и за оформление фасада, интерьера, подбор канделябров и мебели, и после окончания строительства император пожаловал ему титул барона.
Фонтан напротив здания парламента также был создан по проекту Хансена, но уже после смерти архитектора. Ансамбль из твёрдого ласского мрамора (из Южного Тироля) символизирует мудрое и справедливое управление делами империи во времена Франца Иосифа. Главное место посреди композиции занимает статуя Афины Паллады работы скульптора Карла Кундманна, под ней располагаются женские фигуры, олицетворяющие исполнительную и законодательную власть (работы Йозефа Таутенхайна). У подножия постамента лежат скульптуры, символизирующие реки Дунай и Инн (Хьюго Хердтль), Эльбу и Влтаву (Карл Кундманн).
На Рингштрассе работали такие яркие представители историзма, как Людвиг Цеттль, Август Швенденвайн, Йохан Романо, Йозеф Худетц, Герман Гельмер, Фердинанд Фельнер. Возросший интерес к архитектуре повлёк за собой подъём ремесленных производств и становление арт-индустрии. Торжество пышных форм продолжалось до конца XIX века, пока в среде венских архитекторов не распространились идеи модерна. Поворот к новому стилю сопровождался громкими скандалами и бурными дискуссиями, но разрыв с историзмом уже казался неизбежным. Европа стояла на пороге великих перемен.
Читайте также: Прогулка по старой Вене