Передают со слов Умара ибн аль-Хаттаба, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إِنَّمَا الأَعْمَالُ بِالنِّيَّاتِ
«Поистине, дела оцениваются по намерениям» [аль-Бухари 1, Муслим 1907].
Хадис, который знает, наверное, каждый мусульманин. И всё-таки... А может, дело как раз в этом? Мы так привыкли к этим словам, что часто просто не обращаем на них внимание, как на что-то, давно ставшее привычным. Ведь ни для кого не секрет, что нам свойственно не замечать то, к чему мы привыкли.
А на самом деле, если задуматься на мгновенье, хадис ведь жизненно важный, судьбоносный. Принцип, озвученный в нём, составляет значительную часть нашей религии. И действительно, не зная его или не придавая ему значения, можно лишиться всего или просто ничего не приобрести, явиться в Судный день к Создателю, рассчитывая обнаружить там золотые горы накопленных в земной жизни благих деяний, а найти лишь развеянный прах и зияющую пустоту.
Намерение... Казалось бы, всего лишь маленький штрих, нечто такое, что невозможно даже увидеть, услышать или подержать в руках, нечто неуловимое, каким-то неведомым образом рождающееся в сердце и таинственными нитями связанное с разумом.
Но это нечто на самом деле весьма могущественное и обладает поистине сокрушительной силой. Оно может сделать тщетными титанические усилия, может пустить под откос много дней и ночей кропотливой работы, может обесценить самое ценное, лишить блеска самое яркое, погасить сияние самого лучезарного, сделать безобразным самое прекрасное и превратить в ничто самое внушительное и значительное.
Шайтан наущает, нафс вносит свою лепту, у нас возникает желание иметь свой куст в тени огромного дерева, которое мы в данный момент сажаем, вместо того чтобы сажать это дерево исключительно ради Всевышнего, в надежде получить награду от Него. И вот уже поток наших мыслей направляется не в то русло, и, занятые вроде бы хорошим, богоугодным делом, мы вдруг начинаем замечать людей и обращать на них внимание, нас начинает волновать то, что они подумают о нас, как мы выглядим в их глазах, а возможно, даже начинаем подсознательно ждать похвалы, восхищения, ждём результатов мирских и сиюминутных или хотя бы пресловутых лайков в соцсетях. И вроде бы незаметно, потихоньку отходим от изначально правильного и чистого намерения. Уходим всё дальше и дальше. И дело пропадает зря. А если правильного намерения не было изначально? А если цель сразу была мирской, корыстной? Тогда ты как будто вовсе не начинал то, над чем, возможно, трудишься и корпишь уже очень давно...
Получается, намерение для любого благого деяния — словно душа для тела: какой толк от существования тела бездушного, безжизненного, бездыханного?
Выходит, одна из главных наших задач в этом мире — следить за тем, чтобы наши деяния и свершения не были вот такими бесполезными, лишёнными жизни телами, которые останутся в этом мире и которые мы при всём желании не сможем взять с собой в мир вечный. А иначе переход в мир иной уподобится для нас прохождению через таможню с множеством чемоданов запрещённых к провозу вещей: мы всё равно пройдём, ибо билет у нас в один конец и границу мира вечного мы всё равно пересечём, а вот нажитое добро придётся оставить. Ведь это груз, не соответствующий требованиям обители преуспеяния и спасения. И мы вступим в него растерянные, с пустыми руками, не зная, чем откупиться от наказания, на что купить билет в Рай.
Пусть же этот хадис будет неотъемлемой частью каждого из нас, регулирующей все наши деяния…