Передают со слов Абу Айюба аль-Ансари, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
لَا يَحِلُّ لِمُسْلِمٍ أَنْ يَهْجُرَ أَخَاهُ فَوْقَ ثَلَاثِ لَيَالٍ، يَلْتَقِيَانِ فَيُعْرِضُ هَذَا، ويُعْرِضُ هَذَا، وخَيْرُهُمَا الَّذِي يَبْدَأُ بِالسَّلَامِ
«Не дозволено мусульманину разрывать отношения со своим братом по вере более чем на три дня, в течение которых они будут отворачиваться друг от друга при встрече, и лучшим из них будет тот, кто первым поприветствует другого» [аль-Бухари 6077; Муслим 2560].
Хадис очень глубокий, заставляющий задуматься о человеческих взаимоотношениях, о том, какими они должны быть и какими не должны, о том, каким образом связаны они с религией и как мудро и тонко она регулирует их… Этот хадис чем-то похож на цветок: раскрываясь, он обнажает всё больше и больше лепестков, которые прежде оставались сокрытыми от твоего взора.
Возможно, это обусловлено нашей слабостью, несовершенством и стремлением следовать страстям, но этот хадис, пожалуй, относится к числу тех, которым мы редко следуем в повседневной жизни, редко применяем на практике.
А ведь всё гораздо сложнее и глубже, чем просто умение не рвать отношения больше, чем на три дня.
Как и во всём, в вопросе конфликтов между людьми ислам занимает позицию золотой середины между двумя крайностями. Он учитывает нашу природу и даёт нам право на чувства и эмоции. Поэтому после столкновения с кем-то, после ссоры или перепалки нам даны три дня на то, чтобы успокоиться, отойти, пережить обиду, побороть собственный гнев и возвыситься над тем негативом, который рождается внутри нас в результате подобных происшествий.
Но, с другой стороны, нам даны только и именно три дня. Не неделя, не месяц и тем более не годы. А именно в такой продолжительности разрывы отношений часто перерастают конфликты даже между соблюдающими предписания религии людьми.
Но и на этом хадис не кончается. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) добавил, что лучшим из двух поссорившихся будет тот, кто первым поприветствует другого. Первым простит, первым заговорит, первым сделает шаг к примирению, первым выразит желание и готовность оставить разногласия и ссору в прошлом.
А отсюда вытекает вот что. Если даже несерьёзная ссора — это нехорошо, и наилучший из поссорившихся — тот, кто первым положит конец бойкоту, то что говорить о злословии, оскорблениях, очернении, клевете, пятнании чести, порче репутации и тому подобных преступлениях, совершаемых языком?..
И порой задумываешься: если мы столь нерадиво относимся к этому хадису, который нетрудно претворить в жизнь, — было бы желание слегка наступить на свою гордость, самолюбие, вспыльчивость и уверенность в том, что «есть два мнения: одно моё, а второе ошибочное» — то ведь воздерживаться от взаимной злобы, зависти, ядовитой критики в адрес друг друга мусульманам ещё сложнее, и соцсети — лучшее тому подтверждение.
Когда думаешь об этом, хадис раскрывается перед тобой, подобно розе, помогая тебе понять важную истину: если твоего благонравия, смирения, богобоязненности и покорности Создателю хватает на то, чтобы по прошествии трёх дней после ссоры с кем-то, а может, даже раньше, поступить вопреки своему нафсу и восстановить общение хотя бы посредством саляма, который, возможно, останется без ответа, то у тебя есть основания надеяться на то, что ты окажешься способным удержать свой язык и от других порицаемых действий по отношению к братьям и сёстрам по вере. А это немало: ведь вполне возможно, что именно это спасёт тебя в Судный день от Адского пламени...