Анас рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Судный час не наступит до тех пор, пока не ускорится время. Год будет подобен месяцу, месяц будет подобен неделе, неделя будет подобна дню, день будет подобен часу, а час будет подобен времени тления головни» (Ахмад и ат-Тирмизи, достоверный хадис).
Существует несколько толкований этого высказывания.
Ибн Хаджар, аль-Хаттаби и Ибн аль-Асир писали, что время постепенно теряет благословение, в результате чего люди не могут делать за одни сутки того, что делали за этот же промежуток времени прежние поколения людей (Фатх аль-бари. Т. 13. С. 16).
Согласно второму толкованию, людям будет казаться, что время проходит быстро, когда наступит правление Мехди. Во всем мире будут царить благополучие, безопасность и справедливость, и хорошо известно, что благополучные дни всегда кажутся быстрыми и скоротечными, тогда как тяжелые дни всегда кажутся долгими и томительными (Фатх аль-бари. Т. 13. С. 16).
Сейид Сабик и Хамуд ат-Тувейджри считают, что в словах Посланника, мир ему и благословение Аллаха, содержится указание на появление средств связи и скоростных транспортных средств, благодаря чему люди смогут передавать информацию на расстояние и преодолевать огромные расстояния за незначительный срок (Итхаф аль-Джамаа. Т. 1. С. 497).
Существует еще одно толкование, основанное на том, что арабское слово “такаруб” (зд. “ускорение”) буквально означает “близость”, “сходство”. Некоторые считают, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, имел в виду, что наступит время, когда распространится невежество и неповиновение Аллаху, в результате чего положение людей будет одинаково скверным. Этого не происходит, когда среди людей есть праведники и ученые, отличающиеся от грешников и невежд, которые существуют во все времена.
Все упомянутые выше толкования касаются переносного смысла слов Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, однако перед наступлением Конца света его пророчество исполнится в буквальном смысле, потому что время действительно ускорится (Фатх аль-Бари. Т. 13. С. 17).