На столицу Эльзаса медленно опускался бархатный осенний вечер. На улицах и площадях всё ещё было оживлённо, но пятничная суета уже уступала место беседам за столиками кафе или окнами ресторанов. В мягком свете фонарей старинные фасады сбрасывали пёстрые покрывала и обнажали что-то волнующее, отрадное, знакомое с самого детства. И только собор, будто стыдясь своих огромных размеров, стоял весь залитый краской цвета красной охры.

Первоначально собор планировался в романском стиле, но уже в первой половине 13-го века собор начал приобретать готические формы, под стать строившимся в тот же период соборам в Реймсе, Амьене и Шартре.

Обласканная вечерними лучами солнца северная башня собора высотой 142 метра была завершена в 1439 году и до конца 19-го века оставалась самым высоким сооружением в мире, целиком построенным из камня.

Готический фасад с розой над центральным порталом украшен многочисленными статуями, которые были разрушены в ходе Великой французской революции и восстановлены после прихода к власти Наполеона Бонапарта.

Среди исторических построек на Соборной площади выделяются готический особняк Каммерцеля и ренессансный дом на углу с улицей Мерсьер, в котором раньше располагалась старейшая аптека в городе.

Напротив южного портала собора, на Замковой площади, находится дворец Рогана, построенный в 1732-42 годах по указанию кардинала Армана Гастона де Рогана. В его пышных покоях останавливались многие монаршие особы.

Фахверковый дом на площади Гутенберга, напротив бывшей ратуши, был построен в середине 17-го века. В те времена на площади действовал зелёный рынок, а в домах вокруг размещались торговые лавки.

Улица больших аркад получила название от домов с аркадами, тянущихся от площади Гутенберга почти до площади Клебера. В декабре 2018 года здесь был совершён теракт, унесший жизнь пятерых человек.

Площадь Клебера была названа в честь уроженца Страсбурга генерала Жана-Батиста Клебера, командующего французской армией в Египте, которого после свержения Наполеона захоронили на этой самой площади.

За классическим фасадом дворца Обетт, построенного в 1765-72 годах Жаком-Франсуа Блонделем, скрывается поздний авангардный интерьер, созданный при участии голландского архитектора и художника Тео ван Дусбурга.

Здание известного универмага построено в 1912-13 годах в стиле ар-нуво, а его фасад сочетает элементы как французской, так и немецкой школы. Скульптуры работы Альберта Шульца олицетворяют четыре времени года.

Когда мы вернулись к собору, он уже был подсвечен искусственными огнями. Ещё более завораживающе выглядел дворец Рогана. Две статуи над его воротами символизируют религию и милосердие, такие забытые в нашем мире ценности.

Раньше на Замковой площади находилась парковка, но власти поступили весьма благоразумно, превратив её в пешеходную зону, которая была открыта в сентябре 2013 года, за пару дней до нашего визита в Страсбург.

Между тем мы снова вышли на площадь Гутенберга, на которой местные жители охотно собираются по любому удобному случаю, будь то политическая акция, праздник урожая и вкуса или рождественская ярмарка.

Сейчас трудно даже представить, что 11 августа 1944 года исторический центр Страсбурга был разрушен в результате бомбардировки союзников, о которой с гордостью вспоминают внуки американских пилотов.

Памятник Иоганну Гутенбергу, который начал свои опыты по книгопечатанию в Страсбурге, был изготовлен Давидом Анжерским, одним из самых востребованных французских скульпторов первой половины 19-го века.

На небольшой площади Трипье установлен памятник Реймбольду Либенцеллеру, герою битвы при Хаусбергене против местного епископа в 1262 году, после чего Страсбург получил статус вольного имперского города.

Церковь Святого Фомы, построенная в смешанном романском и готическом стилях, является единственным зальным храмом во всём Эльзасе. Она строилась больше трёх столетий и была завершена в 1521 году.

Реформаторские идеи Лютера быстро достигли Эльзаса, и уже в 1524 году в этой церкви службы проводили на местном разговорном языке. После присоединения города к Франции её стали называть протестантским собором.

Квартал Маленькая Франция получил своё название от «французской болезни», которая распространялась среди проживавших здесь рыбаков и ремесленников, но в наши дни это самый живописный район Страсбурга.

Дамба и каменный мост на реке Иль были построены в 1686-90 годах инженером Жаком Тарадом в соответствии с планом обороны города, разработанным выдающимся военным инженером, маршалом Себастьяном Вобаном.

Пять башен между «крытыми мостами» использовались в качестве тюрьмы до 1823 года, когда в городе был построен новый арестный дом. В 1869 году башня у северного моста сгорела в пожаре и была снесена.

Табличка на мосту привлекла наше внимание к одному из старожилов Страсбурга — гигантскому платану, который был посажен на набережной в 1667 году. Высота дерева 31 м, а окружность ствола — 450 см.

Старинные улицы в западной части Гранд-Иля, вероятно, застраивались в 1830-х годах, когда тогдашний мэр Страсбурга, барон Жан-Фредерик Туркхайм, строил набережную вдоль канала, названную в его честь.

Старая церковь Святого Петра построена на месте, вероятно, первого христианского храма в Страсбурге. Старейшая часть нынешней церкви была построена в 1382 году. После успеха Реформации все церкви Страсбурга стали протестантскими, а после присоединения к Франции церковь Святого Петра была разделена на две части: католическую и протестантскую. Высокий неоготический фасад католической части был спроектирован архитектором Жаном-Жоффруа Конратом и завершён в 1867 году. Проход между двумя церквями был открыт лишь в октябре 2012 года.