В поисках древних памятников с наступлением темноты мы вернулись на Бычий форум, который приметили ещё днём, когда гуляли вдоль Тибра. В далёком прошлом в этой ложбине под Палатинским и Капитолийским холмами находилось болото, на котором, согласно легенде, Фаустул нашёл Ромула и Рема. Во времена Папского государства, вплоть до 1868 года, здесь была площадь, на которой проходили публичные казни. Жизнь тех, кто был неугоден Риму, обрывалась в том самом месте, где всё началось, и в этом было что-то назидательное.

Арка Януса располагалась на границе Бычьего форума, и её подлинное предназначение остаётся невыясненным. Арка имела аттик, который был разрушен в 1827 году, когда его приняли за часть средневековой постройки.

Доступ к арке ограничен после теракта рядом с соседней церковью Сан-Джорджо-ин-Велабро летом 1993 года, совершенного сицилийской мафией в ответ на преследования её боссов со стороны государства.

В церкви, названной в честь святого Георгия, как считается, хранятся часть его главы и меч. Слева к базилике примыкает мраморная Арка аргентариев, украшенная барельефами Септимия Севера и членов императорской семьи.

В ходе раскопок рядом с церковью Сант-Омобоно были обнаружены фундаменты двух языческих храмов, под которыми были выявлены фрагменты более раннего святилища, древнейшего из обнаруженных на территории Рима.

Театр Марцелла, один из четырёх каменных театров Рима, был завершён при Октавиане Августе, а в 16-м веке архитектор Бальдассаре Перуцци пристроил к его руинам новые этажи, которые до сих пор используются как жилые помещения.

Перед театром Марцелла находятся руины двух храмов времён Римской республики, посвящённых Беллоне и Аполлону. Три колонны, сохранившиеся от храма Аполлона, перестроенного во время строительства театра, были установлены в 1940 году.

Поднявшись на Капитолийский холм, мы оказались на площади, спроектированной Микеланджело Буаноротти. Центральное место на ней занимает Дворец сенаторов, перестроенный по проекту Микеланджело архитекторами Джакомо делла Порта и Джироламо Райнальди.

Посреди площади Микеланджело установил позолоченную бронзовую конную статую Марка Аврелия, созданную в 176 году, которая в 1997 году уступила место бронзовой копии. Оригинальная скульптура сейчас находится во Дворце консерваторов.

Дворец консерваторов, в котором заседали городские судьи, именовавшиеся консерваторами, также был перестроен по проекту Микеланджело, и работы над его ренессансным фасадом были завершены в 1568 году.

Напротив Дворца консерваторов находится похожий на него как две капли воды Новый дворец, завершённый в 1663 году. По инициативе папы Климента XII оба здания в 1734 году стали домом для Капитолийских музеев.

Бронзовая капитолийская волчица на площади — одна из копий скульптуры, хранящейся в музее, которую долгое время считали этрусской, пока методом радиоуглеродного датирования не было установлено, что она была отлита между 1021-1153 годами.

С площадки позади Дворца сенаторов открывается вид на западную часть Римского форума с развалинами храма Сатурна, где во времена Республики находилась казна, и триумфальной аркой Септимия Севера.

Обойдя Капитолийский холм, мы вышли на Пьяцца Венеция, к знаменитому памятнику королю Виктору Эммануилу II, который благодаря огромному портику с колоннадой больше похож на эклектический дворец.

Ансамбль, который создавался по проекту Джузеппе Саккони почти полувека, пресыщен статуями и символами, но центральное место в нём занимает 12-метровая конная статуя первого короля объединённой Италии.

Мужская скульптура на западном фонтане олицетворяет Тирренское море, омывающее Апеннинский полуостров с запада, рядом с ней капитолийская волчица, символ Рима, и сирена Парфенопа, символ Неаполя.

Восточный фонтан посвящён Адриатическому морю, в котором многие столетия безраздельно хозяйничали изобретательные венецианцы, бросавшие вызов арабам, генуэзцам, туркам и вообще всем, кто пытался помешать их успешной торговле.

Рядом с фигурой мужчины, задумчиво смотрящего вдаль, лежит рычащий лев, геральдический символ Венецианской республики, традиционно связываемый с евангелистом Марком, чьи мощи, как считается, были вывезены в Венецию из Александрии.

На форуме Траяна самое заметное сооружение — 38-метровая мраморная колонна Траяна, рельефы которой сохранились достаточно хорошо и подробно описывают триумф римского императора в войнах против непокорных даков.

Пройдя по улице Императорских Форумов, которую в 1932 году открыл военным парадом дуче Муссолини, мы подошли к Колизею, крупнейшему амфитеатру Древнего мира, вмещавшему более 50 тысяч зрителей.

Во времена Империи на площади перед Колизеем находился фонтан и огромных размеров статуя Нерона, но до наших дней сохранилась только триумфальная арка Константина, воздвигнутая напротив фонтана в 312-15 годах в память о победе над императором Максенцием у Мильвийского моста. По размерам она чуть больше арки Септимия Севера, хотя предыдущая выглядит массивнее благодаря большей глубине. Декоративные элементы арки были частично созданы при Константине и описывают поход против Максенция, а частично сняты с памятников времён императоров Траяна, Адриана и Марка Аврелия.