На свете не так много мест, где всего за полчаса можно охватить огромнейший пласт мировой истории, с древнейших времён до современности, и Вечный Город в этом отношении превосходит все ожидания.

От площади Навона мы прошли к одному из самых загадочных сооружений Рима — Пантеону, так называемому «храму всех богов», который начиная с 609 года именуется церковью Святой Марии и Мучеников.

Пантеон известен крупнейшим в мире неармированным бетонным куполом диаметром более 43 метра, который был построен предположительно между 118 и 125 годами при императоре Адриане.

В 1430-х годах по приказу папы Евгения IV маленькие строения вокруг храма были снесены, а в 1575 году напротив него был установлен фонтан, выполненный по проекту Джакомо делла Порта.

В 1711 году папа Климент XI поручил Филиппо Бариджони переделать композицию и вписать в неё египетский обелиск, найденный на руинах храма Исиды и Сераписа и якобы относящийся к эпохе Рамзеса II.

В нескольких минутах ходьбы от Пантеона мы заметили величественную колоннаду храма, построенного в честь императора Адриана, большая часть которой была восстановлена в 16-м веке.

Чуть дальше, на площади Треви, очередное скопище, разглядывающее одноимённый фонтан, один из самых красивых в Риме, построенный в 1732—1762 годах по проекту архитектора Никколо Сальви.

Строительство фонтана «на пересечении трёх дорог» задумывалось ещё в эпоху ренессансных пап, изменивших облик Рима, но случилось лишь в середине 18-го века по инцииативе папы Климента XII.

Фонтан Треви раскручен благодаря кинофильмам «Римские каникулы», «Сладкая жизнь», «Безумно влюблённый», хорошо известным старшему поколению, и даже дети наверняка слышали о нём от героев «Футурамы».

Барочная композиция, в центре которой фигуры, олицетворяющие Океан, Здоровье и Изобилие, сливается и будто даже дополняет неоклассический фасад Палаццо Поли, некогда принадлежавшего жене герцога Поли.

Второй этаж дворца снимала княгиня Зинаида Волконская, хозяйка литературного салона в Москве, уехавшая из России после восстания декабристов с позволения Николая I и имевшая тесные связи с иезуитами.

Княгиня была похоронена в барочной церкви святых Викентия и Анастасия напротив фонтана, построенной на месте средневековой церкви в середине 17-го века архитектором Мартино Лонги-младшим.

После того как в 1583 году расположенный неподалёку Квиринальский дворец стал резиденцией пап, в этом храме стали хранить контейнеры с внутренностями умерших понтификов.

Мрачная традиция продолжалась несколько столетий и была прервана лишь папой Пием X в начале прошлого века, когда коллекция насчитывала уже сердца двадцати двух понтификов от Сикста V до Льва XIII.

Четыре столетия церковь святых Викентия и Анастасия управлялся монашескими орденами, пока в 2002 году папа Иоанн Павел II не передал его Болгарской православной церкви, как оказалось, ненадолго.