Исторический центр Таррагоны многие века формировался внутри крепостной стены, построенной римлянами в начале Второй Пунической войны. Заглядывая в такие глубины истории, мы не можем с уверенностью сказать, как выглядела первая каменная стена и даже кем она была построена. И всё же историки считают, что первая стена была высотой шесть метров и окружала только римский каструм. Крупные мегалиты в основании башен Архиепископа, Богослова и Минервы позволяют думать, что они относятся именно к тому периоду.

Во втором веке до н. э. стена была перестроена и увеличена, и на огромных глыбах, образующих нижний уровень стены, была возведена стена из тёсаного камня высотой 11-12 метров. Считается, что стена охватывала весь город и спускалась к морю, то есть имела протяжённость около пяти километров, но археологических доказательств тому найдено не было. На протяжении столетий древнее сооружение служило защитой для римлян, вестготов и арабов, которые поочерёдно владели городом. Когда Таррагона была окончательно захвачена каталонцами около 1117 года, южная часть стены была разрушена.

В 1129 году архиепископ Таррагоны Олегар назначил своим наместником в городе нормандского рыцаря Роберта д’Агило, который восстановил стену и укрепил башни, а сам поселился в замке, построенном вокруг башни Претора.

Во времена империи башня Претора служила резиденцией римского наместника и находилась в южной части Провинциального форума. По длинному подземному коридору, соединявшему башню с соседним цирком, отсюда можно было попасть в нижнюю часть города.

Во времена Арагонской короны башня была перестроена в королевский замок, от которого получила название и соседняя площадь. На верхнем этаже башни был устроен готический зал с массивными арками под потолком и арочными окнами.

Башня Архиепископа была частью замка тамплиеров, который после упразднения ордена стал собственностью настоятеля собора. Замок был разрушен французами, которые захватили город в конце июня 1811 года после двухмесячной осады.

18-метровая башня Монахов была завершена в 1370 году и стала одной из четырёх башен Муральеты, новой оборонительной линии внутри города, построенной по приказу короля Арагона Педро IV во время затяжной войны против Кастилии.

В 16-м веке вокруг старой стены была построена новая стена с несколькими не очень высокими бастионами, и фортификационные сооружения в городе и вдоль побережья совершенствовались и достраивались в течение следующих двух столетий.

В ночь на 18 августа 1813 года, когда Наполеоновские войска покидали Таррагону, в результате подрыва двадцати трёх мощных пороховых зарядов была разрушена значительная часть стены и три средневековых замка.

К 1868 году большая часть бастионов и оборонительных укреплений была снесена. Но дальний от моря участок стены в верхней части города был сохранён, и в 1884 году он был объявлен объектом культурного интереса Испании.

На улице Римской империи античное наследие спокойно сочетается с архитектурой модерна: всего полсотни метров отделяют башню Тинторе от дома Шимениса, который примечателен асимметричным фасадом и дверями сграффито.

Пройдя через небольшую арку, мы попали на площадь Пальол, которая во времена императора Тита стала частью Провинциального форума. Уцелевший римский свод был частью длинной галереи, служившей опорой для верхнего этажа здания.

Провинциальный форум объединял административные и культовые здания, которые после вестготского завоевания были разрушены или использовались как частное жильё. Остатки древних стен и пьедесталов можно увидеть в разных частях города.

Между форумом и жилыми кварталами римляне построили цирк, предназначавшийся для гонок на колесницах. Такие сооружения редко строились внутри городских стен, и неудивительно, что цирк в Таррако был самым маленьким в Испании.

Несмотря на то, что уже при вестготах цирк утратил своё предназначение, фрагменты его великолепного фасада, ставшие в своё время частью Муральеты, сохранились до наших дней и создают особую атмосферу на улицах Старого города.

После завершения археологических работ развалины цирка между башней Монахов и Королевской площадью были превращены в музей и открыты для посещения. Здесь можно подняться на зрительские трибуны или пройтись по подземным коридорам.

В этой части цирка можно увидеть три из 56 каменных сводов, которые прошлом украшали его центральный фасад. Вероятно, эти проходы вели на трибуны, вмещавшие до 30 тысяч зрителей и отделявшиеся от арены двухметровым подиумом.

Вид с трибун, на которые теперь можно подняться по лестнице, нельзя назвать захватывающим, и понадобится немало воображения для того, чтобы представить себе арену длиной около 290 метров или мраморную императорскую ложу.

Внутренние помещения цирка тоже можно счесть неприметными, но их непременно нужно увидеть. Удивительно, как эти своды и галереи, построенные ещё при цезарях из дома Флавиев, пережили столько войн, разрушений и перестроек!

Под улицей Энрахолат проходит галерея длиной 93 метра, которая была заброшена в поздний римский период, а после её обнаружения во второй половине 13-го века она использовалась как мусорная яма, а позднее — как армейский склад.

Другой сводчатый коридор, предназначавшийся для зрителей и названный именем католического святого Герменегильда, проходит под восточной трибуной и выходит к башне Претора, в которую можно попасть через зал римских древностей.

В этом зале собраны каменные надгробия и фрагменты римских памятников. Надпись на этом алтаре, датируемом третьим веком нашей эры, гласит, что он был установлен Ульпием Марцианом, чиновником в провинциальной администрации.

Со смотровой площадки башни Претора открывается лучший вид на исторический центр Таррагоны и на Средиземное море, и полуразрушенную восточная трибуна цирка вместе с восьмиугольной башней Монахов оттуда видны как на ладони.

Спускаясь от цирка к римскому амфитеатру, который находился на берегу моря рядом с Августовой дорогой, мы прошли через городской парк с разнообразной флорой и необычной статуей Фалеса Милетского работы скульптора Луиса Марии Саумельса.

Амфитеатр был построен во втором веке, а затем перестроен в 221 году, во времена правления «плохого императора» Марка Аврелия Антонина, что подтверждается монументальной надписью, с которой попытались стереть имя цезаря.

В 259 году, во время гонений на христиан, на арене амфитеатра были сожжены епископ Фруктуоз и его ученики Авгурий и Евлогий, а при вестготах на месте гибели мучеников была построена трёхнефная базилика с прямоугольной апсидой.

После каталонского завоевания на месте базилики была построена романская церковь с планом в виде латинского креста, а в 1576 году церковь была передана тринитариям, которые построили вокруг неё монастырь.

Пользуясь расположением монастыря на окраине города, тринитарии занимались уходом за тяжёлыми больными, обычным делом для монахов этого ордена. В 1780 году помещения бывшего монастыря занял хоспис, а в 1792 году в них разместилась каторжная тюрьма, которая функционировала до 1908 года. Спустя несколько лет городские власти задумали очистить пространство вокруг средневековой церкви, но в результате сноса соседних пристроек неф пострадал, и в мае 1915 года его тоже пришлось снести. В ходе раскопок внутри и вокруг амфитеатра, начатых в середине прошлого века, были обнаружены участок римской дороги, остатки вестготской базилики, захоронения римской и христианской эпох, которые можно увидеть при посещении памятника.

Читайте также: Таррагона до и после арабского завоевания