Как и полагается городу, история которого тесно связана с исламом, в Лиссабоне есть соборная мечеть. Во времена мавританского владычества Лиссабон был одним из важнейших городов на западе Аль-Андалуса и по численности населения превышал Париж и Лондон. Разумеется, мечетей в городе было много, но после завоевания города португальцами в 1147 году все они были разрушены или превращены в церкви.

Соборная мечеть Лиссабона была построена в стиле модерн в 1979-1985 годах при финансовой поддержке ряда арабских стран. Для строительства исламского центра был выделен участок в престижном районе, рядом с площадью Испании и художественным музеем Галуста Гюльбенкяна.

Архитекторы Антониу Мария Брага и Жуан Паулу Консейсан обратились к строгой архитектуре альмохадов, отдав предпочтение брутальным формам и кирпичной фактуре. Спиралевидный минарет имеет квадратный план и рождает ассоциации с минаретами Большой мечети в Самарре и Аль-Кутубии в Марракеше.

Комплекс состоит из входного двора, мечети и библиотеки, и каждый из этих корпусов имеет небольшой купол. Молитвенный зал, занимающий третий и четвёртый этажи мечети, накрыт большим куполом со световыми проёмами у его основания и вмещает одновременно до тысячи молящихся.

В мечети ведётся активная просветительская работа не только среди выходцев из Африки и арабских стран, но и среди португальцев. Тем любопытнее тот факт, что в особняке Мендонсы по соседству расположился центр низаритов, который официально называется «Диваном исмаилитского имамата».

Выйдя из мечети, мы прошли вдоль красивого сада, относящегося к особняку Мендонсы, и очутились в парке перед национальным флагом Португалии. Тяжёлое полотнище развевалось на ветру и было будто создано для непокорной стихии. Впрочем, как выяснилось, из-за погодных условий флаг очень часто спускают.

Этот парк назван в честь фадишты и актрисы Амалии Родригеш, чья небывалая слава как на родине, так и за её пределами сделали португальские народные песни достоянием всего человечества. После смерти Амалии в 1999 году в Португалии был объявлен трёхдневный траур.

В бронзовой скульптуре тучной женщины с ребёнком в руках легко узнаётся почерк Фернандо Ботеро. Работы знаменитого колумбийца можно встретить во многих городах мира, а три года назад из художественной галереи в Париже был украден один из его шедевров, оценённый в 425 тысяч евро.

Центральное место на площади перед флагом занимает памятник Революции гвоздик. Так называют военный переворот 25 апреля 1974 года, в результате которого был свергнут авторитарный режим Марселу Каэтану. Впрочем, это никак не объясняет фаллический образ, созданный скульптором Жуаном Кутилейро.

С вершины холма до площади маркиза де Помбала тянется живописный парк Свободы, переименованный в честь британского короля и императора Индии Эдуарда VII во время его визита в Португалию в 1903 году. Это самая большая зелёная зона в центре Лиссабона площадью почти 25 гектаров.

В восточной части парка находится павильон, построенный для Всемирной выставки 1922 года в Рио-де-Жанейро. Здание было доставлено в Бразилию, а через десять лет вернулось в Лиссабон. Его главный фасад украшен панно в стиле азулежу, а рядом с входом стоят статуи, олицетворяющие искусство и науку.

В 1984 году павильон, приспособленный для проведения спортивных мероприятий, был переименован в честь марафонца Карлуша Лопиша, первого олимпийского чемпиона в истории португальского спорта. Длительное время дворец был закрыт на реставрацию, и работы в нём были завершены лишь в начале 2017 года.

Миновав памятник маркизу де Помбалу, мы вышли на проспект Либердаде, одну из самых дорогих улиц мира. Здесь, посреди тенистых аллей, стоят статуи видных представителей португальского романтизма Алмейды Гаррета, Алешандре Эркулану, Антониу Фелисьяну ди Каштилью и других писателей и политиков.

Общественный променад в нижней части проспекта был открыт в 1764 году и предназначался для людей из высшего общества. После буржуазной революции 1820 года стену и ворота снесли, а между 1879 и 1882 годами променад был перестроен по образу Елисейских полей в Париже и Пасео-дель-Прадо в Мадриде.

В 1931 году на проспекте был установлен мемориал жертвам Первой мировой войны, созданный скульптором Машимиану Алвешом по проекту Гильерме и Карлуша Ребелу де Андраде. Женщина, символизирующая Родину, надевает венок на голову солдату, а удерживают постамент двое мужчин атлетического сложения.

Среди множества современных построек на проспекте сохранился добрый десяток исторических зданий с фасадами в стиле неоклассицизма и модерна. Одно из них — дворец Лима Майер, построенный в начале прошлого века по проекту архитектора Николы Бигальи, в котором размещается посольство Испании.

Дойдя до площади Рештаурадориш, мы заметили в узком переулке разукрашенный вагончик, который оказался подъёмником Глория. Он был введён в эксплуатацию в 1885 году и является одним из трёх уцелевших подъёмников в Лиссабоне, которые были построены инженером Раулем Месньер дю Понсаром.

Вагончик поднимается по крутой мощёной улице на живописный холм Сан Педру де Алкантара, вдоль заборов и стен, расписанных граффити. Эта галерея под открытым небом спонсируется городским советом, который на регулярной основе приглашает молодых райтеров и даёт им возможность проявить себя.

После Революции гвоздик португальский стрит-арт пережил настоящий бум. Со временем это направление легализовалось, и теперь на городских фасадах можно увидеть выполненные в разных стилях работы таких всемирно известных мастеров, как Алешандре Фарту, Артур Бордало, Мариу Белен, Шепард Фейри.

Смотровая площадка состоит из двух террас, где можно отдохнуть в тени деревьев или выпить чашку кофе. Отсюда открывается чудесный вид на реку Тежу, исторические районы Байша и Альфама, а также на замок Святого Георгия, каменный свидетель торжества и упадка мусульман в Аль-Андалусе.

С высоты холма Лиссабон впечатляет смешением архитектурных стилей, которые развивались обособленно от остальной Европы. Мануэлино, помбалино, португальское рококо как нельзя лучше передают характер этого города, в котором контрасты порождают гармонию и дарят ощущение радости и лёгкости.

Городские власти занялись благоустройством смотровой площадки в 1835 году, после завершения многолетней гражданской войны, и она получила своё название от расположенного по соседству монастыря Петра Алькантарийского, построенного в последней четверти 17-го века.

В парке на верхней террасе установлены барочный фонтан, заимствованный из сада позади королевского дворца Бенпоста, и памятник журналисту и писателю Эдуарду Коэлью, основателю одной из самых популярных португальских газет «Диариу ди нотисиаш», которая издаётся с конца 1864 года.

Спустившись обратно, мы вышли на площадь Рештаурадориш, посвящённую победе в войне за независимость от Испании. Португальцы разорвали Иберийскую унию в 1640 году, когда возвели на трон Жуана IV, но Испания признала независимость соседнего государства лишь в феврале 1668 года.

Памятник работы Антониу Томаша де Фонсеки, созданный на пожертвования местных буржуа, был установлен в 1886 году. Две бронзовые фигуры у основания обелиска символизируют победу и независимость, а даты на четырёх сторонах памятника напоминают о наиболее значимых сражениях войны за независимость.

Роскошный дворец Фош на западной стороне площади был построен в стиле итальянского ренессанса по проекту Франческо Саверио Фабри. Изначально дворец принадлежал маркизу де Каштелу Мельору, но в 1889 году он перешёл в собственность маркиза де Фоша, и тот переделал его интерьер в роскошном версальском стиле.

Площадь Рештаурадориш интересна с архитектурной точки зрения и в прошлом была главными воротами города. В конце 19-го века рядом с ней был построен знаменитый вокзал Росиу с тоннелем протяжённость почти три километра. Вокзал больше не принимает междугородние поезда, но отсюда по-прежнему удобно добираться до Синтры, где можно укрыться от суеты большого города и погрузиться в благодатную тишину. Но разве пристало путешественнику думать о тишине и уединении, пока он не достиг своей цели? Поэтому мы пошли дальше, в сторону «вечно молодой» реки Тежу, воспетой португальскими поэтами и фадишта.

Читайте также: Пять минут, которые изменили мир