В долине Бекаа, что на востоке Ливана, у подножия горного хребта, находятся руины средневекового города Анджар, основанного в начале 8-го века халифом аль-Валидом ибн Абд аль-Маликом. Это был период экономического и культурного подъёма в Халифате, когда строились дороги, развивалась торговля и распространялись знания. Историки описывают аль-Валида ибн Абд аль-Малика как человека властного и не очень образованного, но именно при нём сиротам и инвалидам начали выдавать регулярные пособия, в Дамаске появились первая больница и лечебница для прокажённых. По приказу халифа были расширены мечети в Мекке и Медине, завершены работы в мечети Аль-Акса, а также построена великолепная мечеть Омейядов в Дамаске.

Расширение и благоустройство торговых путей способствовало бурному развитию караванной торговли. С этой целью для строительства Анджара было выбрано место прямо на пересечении дорог, ведущих из Хомса в Тверию и из Бейрута в Дамаск.

Считается, что название Анджар произошло от названия источника питьевой воды Айн-Джарра, расположенного неподалёку. Феофан Исповедник называет город Герра и сообщает, что он был основан старшим сыном халифа аль-Аббасом в 90/709 году.

Анджар занимал площадь размером 374 x 308 метров и был окружён стеной с четырьмя воротами, 36 полукруглыми и четырьмя круглыми угловыми башнями. Противоположные ворота соединялись двумя широкими улицами, которые пересекались в центре и делили город на четыре равные части.

До завоевания Сирии и Месопотамии мусульмане не имели опыта строительства фортификационных сооружений, если не считать строительство оборонительного рва рядом с Мединой. Из городов внутренней Аравии только Таиф был обнесён высокой стеной.

Но уже при Омейядах вдоль караванных путей, а иногда просто посреди пустыни начали возводить укреплённые замки с мощными стенами и башнями. Их строили в оборонительных целях, для развлечения и для налаживания связей с местными племенами бедуинов.

Некоторые историки считали, что Анджар был построен на месте римского поселения, возможно, легендарной сирийской Халкиды, упоминаемой в трудах Птолемея и Страбона, но современная наука отвергает эту гипотезу как бездоказательную.

Вдоль главных улиц располагались колонны, не такие внушительные, как в соседнем Баальбеке, но с великолепными резными капителями и соединённые между собой изящными арками. Архитектура Омейядов находилась под сильным влиянием византийского и римского зодчества.

За колоннадой располагались торговые лавки и амбары, которых должно было быть не менее трёхсот или даже больше. Расположение между столицей Халифата и крупным портом на побережье Средиземного моря указывает на очевидное торговое значение Анджара.

В самом центре города был установлен монументальный тетрапилон, похожий на тот, что до недавнего времени возвышался над руинами древней Пальмиры. Шестнадцать высоких колонн, вытесанных из камня, обозначали пересечение двух главных улиц.

Благодаря притоку в Сирию огромных богатств и ресурсов, строительство дворцов и замков с богатым и разнообразным убранством приобрело широкий размах. Великолепные дворцы должны были вызывать восхищение и всех, кто проезжал через Анджар.

На возвышенности в юго-восточной части городища находятся руины большого дворца, построенного по образу омейядских дворцов Каср аль-Минья в Палестине и Каср Харана в восточной Иордании. Вероятно, это была резиденция халифа или его наместника.

Основным строительным материалом был тёсаный камень, который добывали в каменоломне Камид аль-Лауз, где работали пленные из Византии и Ирака. Также использовались колонны, плиты и другие материалы, взятые из заброшенных римских построек.

С северной стороны к дворцу примыкала небольшая мечеть, которая теперь стоит в руинах. Как и в мечети Омейядов в Дамаске, молитвенный зал имел прямоугольный план, а его длинная ось располагалась перпендикулярно направлению киблы.

Вход в мечеть был со стороны главной улицы, а рядом с михрабом была небольшая дверь, ведущая во дворец. В передней части мечети находилась максура — участок, который огораживался деревянной решёткой для обеспечения безопасности молящихся.

В северо-восточной части города находился ещё один дворец меньших размеров. Он имел почти квадратный план размером 47 х 48 метров, и вдоль его стен с трёх сторон тянулись торговые лавки. Пол в большом зале дворца был вымощен кирпичами.

Дворец был богато декорирован резными архитектурными элементами с геометрическими и растительными мотивами, архивольтами и капителями с человеческими головами, стилизированными изображениями листьев аканта, различных мифических животных.

По всей видимости, орнаментальные мотивы выбирались произвольно, в угоду фантазии мастеров, и поэтому на фризах, консолях и пьедесталах то и дело встречаются рельефные изображения бычьих голов, птиц, львов, ящериц и даже козерога.

В тридцати метрах от северных ворот находился хаммам, который отличался от римских терм и имел просторный вестибюль с двумя рядами колонн, совмещавший функции аподитерия (раздевалки) и фригидария, предназначенного для охлаждения.

Из вестибюля можно было попасть во внутренние помещения, где последовательно располагались тёплая комната со скамьёй и две горячие комнаты с апсидальными нишами. Такой же план мы встречаем в хаммаме крепости Кусайр-Амра, построенной при поздних Омейядах.

В вестибюле и двух соседних комнатах сохранились фрагменты напольной мозаики из смальты. Технологии изготовления непрозрачного стекла, окрашенного при помощи добавления окислов металлов, были широко развиты в Византии и быстро освоены арабами.

Близость к источникам питьевой воды и горам, вершины которых покрыты снегами большую часть года, облегчала обеспечение города водой, которая распределялась по подземным каналам, проложенным под двумя главными улицами.

Анджар ещё продолжал застраиваться, когда в 750 году армия Омейядов потерпела поражение на реке Большой Заб от войска Аббасидов. Последовавшие вслед за этим осада Дамаска и жестокая расправа над сторонниками Омейядов стали катастрофой для Сирии.

Многие резиденции бывших халифов, включая великолепный дворец Аль-Хадра рядом с мечетью в Дамаске, были разрушены или пришли в запустение. Аббасиды не разрушили Анджар, но город был заброшен и больше никогда не восстанавливался.

В 1939 году к югу от городища были расселены армяне, бежавшие из турецкого Муса-Дага. Переселенцы дали своим кварталам названия шести деревень, которые им пришлось оставить, построили церковь и школу и принимают активное участие в жизни армянской диаспоры.

Раскопки и реставрационные работы в городе Омейядов были проведены между 1953 и 1975 годами под руководством известного археолога Мориса Хафеза Шехаба, директора департамента по охране древностей и куратора Национального музея в Бейруте.

В 1984 году руины средневекового Анджара были включены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Вместе с мечетью Омейядов в Дамаске, Куполом Скалы в Эль-Кудсе, Большой мечетью в Алеппо и замками, разбросанными по Сирийской пустыне, они дают нам бесценные сведения о том, как менялась жизнь в сердце Халифата в эпоху великих завоеваний и как происходило становление исламской цивилизации.

Читайте также: Великая финикийская борозда