Быть в тени красавицы Барселоны ещё не значит уступать ей в величии и тем более исторической значимости. Это в полной мере относится к Таррагоне, административному центру одноимённой провинции, самому римскому городу во всей Испании, хорошо известному благодаря руинам римских памятников, которые в 2000 году были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Считается, что первое поселение на территории Таррагоны было основано иберами, населявшими плодородную долину реки Эбро. Некоторые исследователи идентифицируют его с городом Циссис, который римляне захватили в самом начале Второй Пунической войны. Тит Ливий в своей «Истории» пишет, что в 218 году до н. э. римляне под командованием Гнея Корнелия Сципиона высадились за Пиренеями и захватили древнюю колонию Эмпорион. В те времена побережье Испании контролировали карфагеняне, и недалеко от Циссиса римляне нанесли поражение небольшому войску противника, захватив сам город. Согласно Плинию Старшему, в тот же период Гней Корнелий и его брат Публий Корнелий основали Таррако, сыгравший важную роль в победе Рима над Карфагеном.
Таррако был обнесён мощной каменной стеной, в строительстве которой принимали участие местные племена, и имел удобную гавань для укрытия флота. После завершения войны с Карфагеном город стал столицей провинции Ближняя Испания и центром распространения римского влияния. Таррако привлекал работорговцев, ремесленников и их агентов, а активное вовлечение Рима в войны против кельтиберов и лузитан только способствовало его непрерывному росту.
При императоре Октавиане Августе Таррако получил статус римской колонии и стал столицей Тарраконской Испании, но ещё больший толчок развитию города дали реформы Веспасиана, правившего в 69-79 годах, когда магистраты испанских городов начали получать римское гражданство. В тот период в городе появился провинциальный форум, были построены храмы, цирк, театр и бани. Для снабжения города питьевой водой был проложен акведук, фрагмент которого сохранился в четырёх километрах от Таррагоны по дороге в Вальс. Двухъярусное сооружение длиной 217 метров и максимальной высотой 26 метров, которое местные жители называют Мостом дьявола, было построено римлянами и отреставрировано арабами в X веке.
Из сохранившихся римских памятников Таррагоны самые яркие — это городская стена общей протяжённостью 1100 метров и амфитеатр, расположенный за ней, ближе к морскому побережью. Считается, что в середине II века до н. э. первая стена была перестроена и продлена до гавани. В её основание были положены каменные глыбы, на которых был возведён верхний уровень, состоявший из хорошо подогнанных тесаных камней. Толщина стены местами достигала 5-6 метров, а высота — 12 метров. Из башен римской эпохи уцелели только башня Архиепископа, башня Богослова и башня Минервы.
Римский амфитеатр, который вмещал более 12 тысяч зрителей, был построен во II веке и перестроен в 221 году по приказу императора Марка Аврелия Антонина. На арене этого амфитеатра в 259 году, в период правления императора Валериана, было проведено первое на Пиренейском полуострове публичное сожжение христиан. После распространения христианства сооружение пришло в упадок, а на месте гибели мучеников была построена базилика, развалины которой можно увидеть в восточной части арены.
Во второй половине II века Таррако, как и другие города Испании, ощущал на себе последствия политической нестабильности в Риме. Во время гражданской войны между Септимием Севером и его соперником Децимом Клодием Альбином, начавшейся в 196 году, романизированные города Испании поддержали Альбина, но потерпели поражение. Последовавшие вслед за этим репрессии и конфискации привели к глубокому социальному кризису. Богатые горожане отказывались от участия в общественных делах и переселялись в собственные виллы, которые сильно пострадали во время нашествия германцев в 60-х годах III века.
Несмотря на то, что археологические свидетельства разорения Таррако варварами были найдены только в порту и за городскими стенами, судя по всему, масштабы разорения были внушительными. Таррако утратил прежнее значение, что выразилось в решении императора Диоклетиана выделить из Тарраконской Испании две новые провинции — Карфагенику и Галисию. Внутри города монументальные сооружения разрушались, на их месте появлялись жилые дома, некоторые башни были превращены в городские свалки. И хотя Таррако оставался центром провинции, в хозяйственной и культурной жизни всё большую роль играл соседний город Барсино (современная Барселона).
В 472 году Таррако был захвачен вестготами, вероятно, не без помощи римского военачальника Винцентия, который управлял всей провинцией до и после вестготского завоевания. Заручившись поддержкой церковной и политической элит, вестготы не торопились менять общественный уклад и римские порядки. В этот период и в начале VI века Таррако, по всей видимости, не переживал серьёзных потрясений. Но после тяжёлого поражения при Пуатье от объединённого войска франков и бургундов летом 507 года вестготы за короткий срок потеряли Галлию. Столица королевства из разрушенной Тулузы была перенесена сначала в Нарбон, а затем — в Барселону.
Политический кризис в королевстве привёл возведению на трон малолетнего Амалариха (сына короля Алариха II, погибшего при Пуатье), при котором фактическая власть оказалась в руках его деда и опекуна — короля остготов Теодориха Великого. Следствием его внутренней политики стало оживление религиозной и культурной жизни, что не обошло стороной и Таррако. После первого поместного собора в Таррако в 516 году иерархическая структура церкви стала распространяться на второстепенные города митрополии. На повседневную жизнь церквей и монастырей оказывали влияние идеи Цезария Арелатского, одного из крупнейших церковных реформаторов эпохи Меровингов.
Весной 91/711 года на побережье Иберии высадилась армия Халифата под командованием Тарика ибн Зияда. Стремительному успеху мусульман способствовало обращение в их веру многих готских родов, и уже в 95/714 году Таррагона стала частью дар-уль-ислама. После того как в 185/801 году франки под предводительством короля Аквитании Людовика Благочестивого оторвали от Кордовского эмирата Барселону, Таррагона оказалась беззащитной перед нашествием германцев. Согласно анонимной хронике Астронома, в следующем году франки вторглись в Иберию, захватили Таррагону и Тортосу и разорили многие города, а потом ушли за Пиренеи. В 193/808 году Таррагона снова подверглась разорению, когда Людовик Благочестивый предпринял очередной поход на Тортосу.
В 936 году успешный поход графа Барселоны Суньера I привёл к тому, что Таррагона на несколько лет пришла в запустение и считалась ничейной землёй. Впоследствии город несколько раз переходил из рук в руки, а после распада Кордовского халифата оказался в подчинении Тортосы. Между 1116 и 1118 годами граф Барселоны Рамон Беренгер III окончательно отвоевал Таррагону у альморавидов, и город стал центром восстановленной архиепархии. На первых порах лишь формально, поскольку до середины XII века кафедра архиепископов Таррагоны оставалась в Барселоне.
В 1154 году папа Анастасий IV поднял статус архиепархии до митрополии, и в том же году первым архиепископом, поселившимся в Таррагоне, стал Бернат Торт из Авиньона. В 1207 году папа Иннокентий III даровал архиепископам Таррагоны право короновать в Сарагосе королей Арагона. Но к 1492 году из состава митрополии были выведены кафедры Сарагосы и Валенсии, что значительно ослабило влияние архиереев Таррагоны.
Арабский географ аль-Идриси, живший в Аль-Андалусе в первой половине XII века, называет Таррагону «городом иудеев». После христианского завоевания еврейская община сохранила право на самоуправление, и евреи компактно проживали в квартале, который был обнесён высокой стеной, занимаясь торговлей, ремесленничеством и ростовщичеством. Однако по мере усиления Арагонского королевства положение евреев стало ухудшаться.
В первой половине XIII века недовольство христиан высокими процентами привело к ужесточению политики в отношении евреев. Булла папы Урбана IV, переданная архиепископу Таррагоны Бенито де Рокаберти (1251–1268), обязывала евреев носить отличительные знаки. На фресках кафедрального собора Таррагоны евреев можно узнать по белому круглому знаку на одеждах. В 1267 году папа Климент IV приказал архиепископу Таррагоны собрать иудейские книги и передать их в доминиканские и францисканские монастыри.
Издание в 1313 году указа о конфискации имущества и пожизненном изгнании евреев, уличённых в прозелитизме среди христиан и мусульман, вызвало новую волну преследований в Таррагоне. На еврейскую общину был наложен большой штраф, а одна из синагог была превращена в церковь. Евреи подвергались убийствам и грабежам после чёрного мора в 1348 году и во время Великого погрома 1391 года. А окончательный исход евреев из Таррагоны в 1492 году можно считать последним актом мрачного Средневековья, о котором сегодня напоминают высокие стены монастырей и готические постройки старого города.
Впрочем, вправе ли мы судить о прошлом с высоты нашего времени? И что можем мы знать о тех людях, которые писали свою историю так же, как мы пишем свою? Нет, наверное, жители Таррагоны всегда были такими же жизнерадостными и добродушными, как и в наши дни. И даже в самые смутные времена эти узкие улочки заливались детским смехом, который наполнял радостью чьи-то сердца, а навстречу бедному страннику выходил тот, кто был готов накормить его и предоставить ему ночлег.
Старая Таррагона действительно дышит средневековьем, но дарит ощущение лёгкости и радости. Залитые солнцем площади, мандариновые деревья с яркими, точно лампочки, плодами, разросшиеся петунии, свисающие с балконов, нежно контрастируют с молчаливыми каменными фасадами, скрывающими вековые тайны даже от самых пытливых взглядов. И в таком странном контрасте — вся Таррагона. Или даже вся Каталония, одновременно открытая и загадочная, космополитичная и в то же время исполненная национальной гордости, полная европейского прагматизма и восточного изящества.