Старый город в Джидде, известный как Эль-Балад, без сомнения, является одним из интереснейших мест в Саудовской Аравии. История города уходит в глубину веков и тесно переплетается с древними аравийскими преданиями и мусульманской традицией. Название Джидда происходит от имени одного из сыновей Джарма ибн Райяна из племени кудаа, которое поселилось на побережье Красного моря в середине первого тысячелетия до нашей эры. Согласно другому мнению, оно происходит от арабского слова джудда, что означает ‘берег’. Более романтичная версия связывает название города с преданиями о том, что прародительница рода человеческого Хавва сошла на землю в Джидде и была похоронена там, где сейчас находится старое городское кладбище.
Городская стена была построена в 917/1509 году, во времена мамлюкского султана Кансуха аль-Гаури, для защиты города от португальских пиратов. После нападения португальцев в 1517 году османы укрепили стену и построили в её северной части небольшую крепость. Мощная стена высотой четыре метра тянулась почти на 2,5 км и была укреплена шестью башнями. Изначально в ней было двое ворот: одни открывались на море, а другие — на дорогу, ведущую в Мекку. Рядом с Мекканскими воротами находилось кладбище Шейх Аль-Асад. Так в городе называли Хамида ибн Нафи, уважаемого человека из рода Пророка, мир ему и благословение Аллаха, потомки которого сейчас проживают в Судане.
В начале прошлого века в городе было семь ворот. После вечерней молитвы ворота запирались и отпирались после первого азана на рассвете. После объединения Хиджаза с Недждом этот порядок был упразднён, а в конце 30-х годов в северной части стены, рядом с Мединскими воротами, были построены Новые ворота, через которые могли проезжать автомобили. С расширением города на север стена стала мешать сообщению между старыми и новыми районами, и в 1947 году её начали сносить. Уцелели только Мекканские и Новые ворота, арки некоторых других ворот, а также южная башня восточной стены.
Площадь Присяги располагается за городской стеной, напротив Новых ворот. Она была построена в середине пятидесятых и напоминает о сдаче города эмиру Абд аль-Азизу 17 декабря 1925 года. Джидда была последним оплотом Хашимитского королевства, но после десятимесячной осады местные жители решили сложить оружие. По условиям договора, шариф Али ибн аль-Хусайн получил возможность покинуть город со своим имуществом, а его жителям была гарантирована неприкосновенность жизни и имущества. Вступив в город через Мединские ворота, эмир Абд аль-Азиз совершил молитву в мечети Аль-Ханафи, посетил дома нескольких знатных горожан, а потом остановился в доме семьи Насиф.
По пятницам и субботам рядом с площадью Присяги, на берегу глинистого озера, работает пятничная ярмарка, на которой выставляют свои товары мастера народных промыслов и мелкие предприниматели. Ярмарка впервые была открыта в рамадане в 2016 году и с тех пор привлекает внимание как местных жителей, так и заезжих туристов. Здесь можно поесть, купить сувениры, посмотреть танцы бедуинов или просто узнать что-то новое о жизни простых саудовцев. Самые яркие впечатления посещение ярмарки дарит в рамадане, когда в Джидде проходит ежегодный фестиваль كنا كدا «Мы были такими», а соседний район Эль-Балад превращается в один большой музей.
В конце османской эпохи управление делами города было сосредоточено в руках мухтасиба. Эта система сохранилась и после того, как в 1916 году шариф Хусайн ибн Али поднял восстание против турок. Последним мухтасибом Джидды до сдачи города эмиру Неджда Абд аль-Азизу был Мухаммад ибн Салих Насиф. Известный политик и просветитель, он был учредителем и главным редактором газеты Барид аль-Хиджаз (1924). После установления власти Саудидов Мухаммад ибн Салих продолжил заниматься публицистической деятельностью и неоднократно назначался в Маджлис аш-Шура. В своё время большую известность получило его интервью с королём Абд аль-Азизом, которое было опубликовано в 1351/1932 году.
Дом Насиф принадлежал одной их самых уважаемых семей Джидды и был построен между 1872 и 1881 годами Омаром ибн Абдаллахом Насифом. В декабре 1908 года в этом доме остановился шариф Хусайн, который направлялся в Мекку с новым назначением от султана Абд аль-Хамида. В 1923 году в нём останавливался последний османский султан Мехмед Вахидеддин после того, как он при содействии британских военных покинул Константинополь. А в декабре 1925 года дворец на время стал резиденцией эмира Абд аль-Азиза ибн Сауда, в которой он принимал знатных горожан. Король Фейсал приобрёл этот дворец за 3,3 миллиона риалов, а начиная с 2009 года в нём разместились музей и культурный центр.
Особняку аль-Матбули, который в прошлом был местом собрания знатных горожан, уже больше 400 лет. Он был построен Махмудом аль-Матбули и несёт на себе характерные черты хиджазской архитектуры. Узорные деревянные машрабии, закрывающие снаружи окна, защищают от прямых солнечных лучей и вместе с тем обеспечивают проникновение в комнаты свежего воздуха. Дом состоит из четырёх этажей, в нём есть два больших зала для собраний и диван для приёма почётных гостей. Но настоящая неожиданность скрывается в подвале небольшой пристройки, из которого через сеть подземных ходов можно было попасть на соседние улицы.
Особняк аль-Джамджум принадлежит известной семье, которая берёт начало от Джамджума ибн Бадра, внука эмира Мухаммада аль-Кашкали, правившего Палестиной во времена сельджуков. Согласно генеалогическому древу рода аль-Кашкали, подтверждённому Домом вакуфов в Эль-Кудсе, они являются прямыми потомками аль-Хариса ибн Абд аль-Мутталиба ибн Хашима, дяди Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Семья аль-Джамджум родом из Египта, где проживают многие их родственники, а около ста лет назад Абд аль-Азиз Джамджум переехал в Джидду и поселился в ней. Одно из самых громких имён в этом роду — Мухаммад Халиль Джамджум, который был казнён британскими военными за участие в восстании 1929 года в Эль-Кудсе.
Особняк аль-Баишан принадлежит семье богатых предпринимателей родом из Йемена. Баишаны поселились в Хадрамауте в конце периода правления Омейядов, и старшие представители этого рода проживают в Даване. Али ибн Абдаллаху было всего десять лет, когда он оставил родовое селение и приехал в Джидду. Занимаясь торговлей пряностями, зерном и тканями, он заработал состояние и начал самостоятельно торговать с Египтом. Свой первый дом Али построил в 1834 году на земле, которую ему выделили османские власти. И с тех пор семья Баишан играет заметную роль в экономической и культурной жизни Джидды, и её именем названа одна из главных улиц в центре города.
Дом Зайнал выделяется среди других исторических особняков крыльцом с балюстрадой и балконом над входной дверью. Притолока над главным входом украшена великолепным резным орнаментом. Дом был построен богатым предпринимателем Зайналом Али Ридой, который был известен заботой о бедняках и паломниках. Но ещё большую известность приобрёл его сын Мухаммад, который окончил университет Аль-Азхар и основал сеть медресе Аль-Фалях в Джидде, Мекке, Бахрейне, Индии, Йемене и Эмиратах, которые он финансировал на доходы от торговли жемчугом. Когда он умер, известный саудовский журналист Абд аль-Маджид Шубукши назвал его «целой уммой в одном лице».
Дом Нур-Вали посреди рынка Аль-Аляви был построен Махмудом ас-Саббаном, потом принадлежал некоему Ашуру, а в 1365/1946 году был приобретён Абд аль-Кадиром Нур-Вали. Передают со слов его сына Абд ар-Рахима, что его отец купил дом за две тысячи фунтов золотом, огромные деньги по тем временам. Его фасад украшен машрабиями, среди которых особенно выделяется трапециевидная в среднем окне третьего этажа. В прошлом перед такими решётчатыми окнами складывали кувшины из пористой глины, наполненные водой. Благодаря тому, что внешняя поверхность таких сосудов становится влажной, вода в них остаётся прохладной и охлаждает поступающие внутрь дома потоки воздуха.
Дом традиционных искусств «Аль-Джамиль» был основан в 2015 году как совместный проект Школы традиционных искусств принца Чарльза и общества Art Jameel. В нём обучаются около 20 студентов, которые изучают каллиграфию, дизайн и декоративно-прикладные искусства Хиджаза. Программа рассчитана на один год обучения и согласована с лондонской Школой традиционных искусств. В 2003 году Art Jameel финансировало реновацию исламского зала музея Виктории и Альберта в Лондоне, а в 2009 году запустило первый совместный проект со Школой традиционных искусств — Дом традиционных искусств в Каире.
Музей Баб Эль-Бунт располагается в здании старого порта, рядом с воротами Ас-Субба. Слово بنط бунт с арабского языка так и переводится — порт. В музее собраны старые фотографии, редкие рукописи и книги, рассказывающие историю порта в Джидде. В этом самом здании паломники, приезжавшие в Мекку морским путём, проходили медицинское обследование, после чего им разрешалось продолжить путь к мусульманским святыням. Ожидается, что после реставрации музей станет значимым культурным и образовательным центром, а его собрание пополнится макетами арабских судов и новыми экспонатами о повседневной жизни горожан и паломников в прошлом.
Здание порта было построено из кораллового известняка, добываемого из Красного моря, между 1866 и 1895 годами. В те времена западная часть городской стены располагалась на самом берегу, и для расширения порта османский градоначальник Нури-эфенди соорудил большую насыпь. В 1935 году порт был расширен, в нём появились помещения для таможни и карантина. Отсюда в январе 1946 года король Абд аль-Азиз отправился в историческую поездку в Египет, где провёл переговоры с королём Фаруком. А в 1976 году началось строительство Исламского порта Джидды, одного из крупнейших в мире, и старый порт утратил своё значение.
Ворота Ас-Субба получили такое название от того, что раньше возле них зерно насыпали в мешки и взвешивали перед тем, как отправить их в торговые лавки. Эти ворота находились рядом со старым портом, и возле них располагался городской рынок, посреди которого в начале прошлого века появилась торговая улица. В этой части города всегда оживлённо, и здесь располагаются городской почтамт, банки, торговый центр, правительственные учреждения и десятки магазинов. Неподалёку от неё, чуть южнее, раньше находились ворота Аль-Фурда (араб. гавань), которыми обычно пользовались местные жители, работавшие в порту и на море.
Торговая улица Кабиль начинается у ворот Ас-Субба и тянется на восток. Она названа по имени Сулеймана ибн Аманаллаха Кабиля, который занимал должность мухтасиба при османах и хашимитах, а при Саудидах был назначен первым председателем коммерческого суда в Джидде. Вместе со своим братом Сулейман торговал сахаром, чаем и другими продовольственными товарами и привлекал в Джидду крупные зарубежные компании. Мелкие лавки на улице появились при шарифе Хусайне ибн Али, а в 1926 году Сулейман выкупил её у его старшего сына Али. Впоследствии он пригласил немецкую компанию, чтобы покрыть улицу металлической крышей и установить иллюминацию.
На улице Кабиль расположена историческая мечеть Аккаш, построенная, согласно османским архивам, в 1188/1774 году. Табличка на двери мечети гласит, что она была построена в 1200 году, но историки говорят, что это ошибка. Рассказывают, что во времена османского правления богатый человек по имени Аккаша Абаза был несправедливо брошен в тюрьму. Надзиратель из семьи аль-Хаззази обращался с ним хорошо, и Аккаша обещал ему, что если он выйдет на свободу, то построит мечеть и сделает её вакфом для семьи аль-Хаззази. Когда он вышел из тюрьмы, то сдержал слово, и мечеть по сей день собирает верующих на молитву и обслуживается вакфом.
Рынок Аль-Аляви, один из старейших в городе, разделяет два больших квартала в восточной части Эль-Балада: Аль-Йаман и Аль-Мазлюм. Он назван в честь Абу Бакра ибн Ахмада (потомка Али ибн Абу Талиба), чья семья пользовалась большим уважением в городе. В этом колоритном месте можно купить пряности, орехи, ткани и арабские сладости. Здесь же находятся исторические мечети Усмана ибн Аффана, Аль-Мимар и Аль-Маграби, а также дома Насиф, Нур-Вали, Аль-Матбули и др. Десятки переулков, вливающихся в главную улицу рынка, образуют лабиринт, внутри которого царит атмосфера средневекового восточного города, в котором всё спокойно.
Мечеть Аль-Мимар располагается в восточной части рынка Аль-Аляви, где он упирается в улицу Аз-Захаб. Она была построена в 1093/1682 году, о чём гласит надпись над михрабом. Название мечети связано с именем османского наиба Мустафы Мимар-паши, который постоянно молился в ней. Это вторая старейшая мечеть в городе после мечети Аш-Шафии, что была построена во второй половине XII века правителем Йемена аль-Музаффаром Юсуфом из династии Расулидов. Согласно источникам, на месте нынешней мечети Аш-Шафии находилась более ранняя мечеть, относящаяся к эпохе второго праведного халифа Умара ибн аль-Хаттаба.
Ворота Шариф находились в южной части стены, и по вечерам жители города, особенно пожилые, выходили через них, чтобы отдохнуть на холме, с которого открывался прекрасный вид на город. В наше время от ворот осталась только неприметная арка посреди улицы Аз-Захаб, которая в прошлом соединяла северные и южные ворота. В этом районе торговая жизнь кипит благодаря расположенному рядом рынку Аль-Хасекия, где можно купить парфюмерию, косметику, бижутерию и всякие недорогие вещи. Рынок возник во времена Османской империи, когда почётным титулом хасеки называли не только любимых наложниц султана, но и чиновников, много лет прослуживших на одной должности.
Читайте также: Старая Джидда вчера и сегодня