Ат-Тирмизи и Ибн Маджа передали со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
إِنَّ اللَّهَ لَا يَقْبِضُ الْعِلْمَ انْتِزَاعًا يَنْتَزِعُهُ مِنَ النَّاسِ ، وَلَكِنْ يَقْبِضُ الْعِلْمَ بِقَبْضِ الْعُلَمَاءِ ، حَتَّى إِذَا لَمْ يَتْرُكْ عَالِمًا اتَّخَذَ النَّاسُ رُءُوسًا جُهَّالًا ، فَسُئِلُوا فَأَفْتَوْا بِغَيْرِ عِلْمٍ فَضَلُّوا وَأَضَلُّوا.
«Человек исповедует ислам правильно, когда оставляет то, что не касается его».
Мы окружили себя благами цивилизации, которые погружают нас в мир иллюзий и отвлекают от насущных забот. Выпуски новостей ежечасно будоражат наше сознание, прививая безразличие к чужой боли и убивая веру в то, что царящей вокруг несправедливости когда-нибудь придет конец. Интернет лишает нас живого общения, подменяя наши естественные потребности виртуальными. Фильмы, сериалы, развлекательные передачи удерживают людей перед экранами телевизоров, отдаляя их друг от друга. Домохозяйки, заинтригованные очередным телесериалом, не замечают того, чем занимаются их дети. Подростки, обольщенные блеском шикарных автомобилей, ищут короткий путь к деньгам, славе и удовольствиям, не желая даже слышать об их оборотной стороне. Их волнуют судьбы и предпочтения звезд спорта, кино, эстрады. Чужие судьбы. Чужие проблемы. Чужие успехи. В этом водовороте пролетающих перед глазами событий люди едва успевают задуматься над тем, что действительно имеет значение, что может изменить к лучшему их собственную жизнь.
Нам внушают, что мир безнадежно болен и что попытки излечить его есть не что иное как безрассудство. Даже в кино положительные персонажи — это вымышленные герои, наделенные сверхчеловеческими способностями. Что ты, простой смертный, можешь изменить в этом мире, где балом правят большие деньги и коварство? Если ты не родился человеком-пауком или «летучей мышью», тебе не стоит думать о спасении себя и других. В этом спектакле ты можешь рассчитывать в лучшем случае на место зрителя в первом ряду — все роли распределяются только среди посвященных в правила игры.
За примерное поведение тебе будет позволено кричать с места, размахивать руками, выражая согласие или недовольство, обсуждать действующие лица и даже рассуждать о замысле сценаристов и постановщика. Ты сможешь толкать и пинать сидящих рядом, особенно когда понадобится оживленная реакция зала. Тебе позволят вытолкнуть сидящего в переднем ряду, если тот неадекватно отреагирует на происходящее на сцене. Но не вздумай мешать развитию сюжета — иначе будешь подвергнут обструкции. Твой мятеж быстро забудут на сцене и в зале, но тебе еще долго придется отбиваться от тех, кто не имеет даже места в партере.
Простому смертному не рекомендуется снимать очки, без которых все происходящее на сцене перестает быть полноцветным и реальным. Люди без очков пугают сидящих в зале и возбуждают в них агрессию. Нет, в целом они весьма толерантны к всевозможным различиям, но на сцене так давно не было персонажей без очков. Они слышали и читали о них, но это было так давно, что теперь кажется благочестивой легендой. А самое главное — они боятся лишиться иллюзий, которые им подарил театр, и вернуться к настоящей жизни за его стенами. Они привыкли смеяться и плакать вместе со своими героями, подражать им в одежде и прическе, не задаваясь лишними вопросами. Они разучились думать самостоятельно и готовы любить и ненавидеть только потому, что этому учат на сцене. Жизнь, в которой нужно самостоятельно искать смысл, кажется им безмерно тяжкой и обременительной. Тем более что за стенами театра приходится отвечать за свой выбор, бороться с соблазнами и противостоять многочисленным врагам.
Ислам учит нас смотреть на мир открытыми глазами, дышать полной грудью и не загонять себя в мир иллюзий, который разрушается на глазах при первом дыхании смерти или серьезном испытании. Вселенная слишком умно и правильно устроена, чтобы быть результатом череды случайностей. Человек требует слишком много заботы и внимания, чтобы не нести ответственности за свои деяния. Отвечая на сложные вопросы, ислам помогает нам найти свой путь к Богу. Вероучение придает целостность нашему мировоззрению, ритуалы помогают нам устоять перед искушениями, а нормы шариата отдаляют нас от всего дурного, позволяя реализовать свой потенциал, не причиняя вреда ни себе, ни другим. Поэтому верующий, отчетливо увидев ориентиры и конечную цель, старается правильно использовать каждое мгновение отпущенного ему срока. Он отворачивается от того, что мешает ему двигаться вперед или ослабляет его решимость, и от того, что вредит его благополучию и не приносит пользы. Он отказывается от всего запретного, сомнительного, нежелательного и даже от многого дозволенного, если оно отвлекает его от полезных дел. Более того, среди множества полезных занятий он выбирает то, что помогает ему быстрее приблизиться к первейшей цели — довольству Всевышнего Аллаха. Этот важный жизненный принцип нашел отражение в емком высказывании пророка, мир ему и благословение Аллаха, которое мы упомянули в начале нашего разговора.
Вера человека не будет совершенной, пока он не оставит все, что не касается его. Нрав его не будет прекрасным, пока он не перестанет увлекаться тем, что не приносит ему пользу. Для того чтобы добиться успеха, необходимо не только последовательно двигаться к цели, но и сторониться всего, что замедляет это движение. Чем выше цель, к которой мы стремимся, тем больше времени нужно уделять решению поставленных задач. Что же говорить, если речь идет о спасении от мучительного наказания и вечном блаженстве? Добиться этого удастся лишь тому, кто был избирателен в словах и делах и отдавал предпочтение только самому лучшему. Ведь отпущенный нам срок невелик. Наша жизнь подобна тени дерева, которая вот-вот закончится, а еще столько нужно успеть. Сколько дел, которые предстоит закончить! Сколько грехов, в которых нужно покаяться! Сколько изъянов, которые нужно исправить!
Поэтому верующий, приобретая знания или выбирая занятие, избегает всего, что не приносит пользу, и берется лишь за то, что поможет ему усилить веру, удовлетворить нужды близких и сделать сильнее родину и умму. Он оберегает свой язык от лжи, злословия, клеветы, сплетен и даже от пустых, бесполезных разговоров. Он не выискивает недостатков у других, не следит за тем, кто сколько заработал и сколько потратил. Он не обсуждает своих знакомых в кругу семьи или друзей, разглашая их недостатки, если только обстоятельства не обязывают его к иному. Он не высказывает дурных предположений о людях и не говорит того, чего не знает. Он не вступает в спор ради спора и не говорит в присутствии более знающих, лишая себя возможности обучиться у них.
Как видим, оставление того, что нас не касается, ярче всего проявляется в умении сдерживать язык от запретных и праздных речей. Разве не это качество верующих, которые добьются успеха, Аллах назвал сразу после упоминания об их смирении в молитве? Разве не поэтому в Коране сообщается, что в большинстве тайных бесед и переговоров нет блага? Разве не грехи, совершенные языком и устами, разорят многих творивших добро и ввергнут их в адский огонь? Не случайно в другой версии хадиса Абу Хурайры, переданной имамом Ахмадом, говорится: «Человек исповедует ислам правильно, если мало говорит о том, что не касается его». И как тут не вспомнить рассказ Каба ибн Уджры о том, что во время его болезни посланник, мир ему и благословение Аллаха, навестил его и сказал: «Радуйся!» Мать юноши воскликнула: «Поздравляю тебя, Каб, с раем». Услышав это, пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил: «Откуда ты знаешь? Быть может, он говорил о том, что не касалось его, или скупился на то, что не делало его богаче». Этот хадис приводят Ибн Абу ад-Дунья и ат-Табарани [Силсиля сахиха 3103].
Однако не только язык мешает нам сосредоточиться на том, что приносит пользу и приближает к заветной цели. Многие сталкиваются с такой проблемой из-за того, что занимают неправильную жизненную позицию и не находят себя в этом мире. Такое происходит и с людьми верующими, когда они проявляют слабость и начинают потворствовать страстям. В своем желании свершить великие дела они не соразмеряют свои возможности с существующими вызовами, торопят события и проседают под тяжелейшим бременем.
Пренебрегая своими обязанностями, они берутся за то, что им не под силу и за что они не были бы спрошены. Присмотревшись к ним, вы увидите людей непостоянных, ненадежных, возможно образованных и интеллигентных, но не привыкших доводить начатое до конца. Такими они бывают и в семейной жизни: движимые куда более великими мотивами, они мало интересуются своими женами и детьми. Лишенные поддержки и благодати от Аллаха, они терпят неудачу за неудачей, обрекая себя на унижение и вселяя пессимизм в сердца маловеров. Некоторые из них не выдерживают психологического напряжения и сходят с дистанции, отступая от веры. Другие же замыкаются в себе, накапливая ненависть и время от времени отравляя своим ядом тех, кто приближается к ним.
Истинная вера никогда не приводит к таким последствиям, ведь Коран был ниспослан не для того, чтобы сделать нас несчастными, и не возлагает на нас то, что не в наших силах. Каждому ясно, что мир вокруг нас полон несправедливости и насилия. Но не уничтожить этот мир должны мы, но спасти его. Больно слышать и осознавать, что дети умирают от голода, а мирные жители гибнут во время ракетных обстрелов и терактов. Но наивно полагать, что это зло можно искоренить насилием и что людей, склонных к пороку, можно принудить к целомудрию. Путь веры — это путь терпения, благочестия и призыва. Общество невозможно исправить сразу, и нельзя исправить его, не создав образцовую семью и не вырастив достойных детей, и нельзя создать праведную семью, не построив храм благочестия в собственной душе. А на это уходят годы упорного труда! Они меняют нас, делают нас терпеливее, степеннее, мудрее...
О Аллах, наполни нашу жизнь смыслом и вдохнови нас на благие дела, которые принесут пользу нам и остальным людям! Защити нас от заблуждения и от обольщения своими знаниями, деяниями и возможностями! Прости нам бездействие и нерешительность, упущения и излишества и сделай благим исход всех начинаний наших! Аминь!